представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на
 
 
Меню
Раздел Трудоустройство
Реклама
         
 Главная
 Библиотека
 Видеоматериалы
 Законодательство
 Мед. реабилитация
 Проф. реабилитация
 Соц. реабилитация
 Дети-инвалиды
 Советы по уходу
 Образование
 Трудоустройство
 Физкультура
 Инваспорт
 Автотранспорт
 Инватехника
 Творчество
 Знакомства
 Секс
 Персональные сайты
 Сайты организаций
 Консультации
 
Поиск по сайту
 

Программы
 
Программы для работы с сайтом: Download Master, WinRar, STDU Viewer и форматы книг. Подробнее...
 
Объявления
 
 
Помощь сайту
 
WebMoney-кошелёк R102054310579
  Яndex-кошелёк 41001248705898
 
Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. - информация для инвалида-колясочника.
 
Ваш баннер
 
Рейтинг@Mail.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана
Rambler's Top100
 
 

Батаева Бела Саидовна, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления, к.э.н. Финансовая академия при Правительстве РФ Корпоративная социальная ответственность и занятость инвалидов. Зарубежный опыт


Участие компаний в решении социальных проблем страны явля¬ется обычной практикой в развитых странах. Первоначально оно осуществлялось бессистемно в виде благотворительных пожертвова¬ний, а в последнее время проводится в рамках мероприятий по кор¬поративной социальной ответственности. Если говорить о ситуации в России, мы сейчас наблюдаем то, что некоторые специалисты назы¬вают «бумом благотворительности». Однако опыт развитых стран, к примеру США, свидетельствует, что на место благотворительности приходит место прямому расчету. Так, в США с конца 80-х прошло¬го века, на которые пришелся пик корпоративной благотворительно¬сти, по настоящее время доля пожертвований в прибыли компаний сократилась в 1,5 раза. Сейчас в США допустимой считается страте¬гическая филантропия (или то, что мы называем социальными инвес¬тициями), когда средства выделяются на программы, связанные, как правило, с основной деятельностью компании и ведущие к увеличе¬нию в той или иной мере прибыли компании.
Существует множество определений корпоративной социальной ответственности. Приведем несколько из них.
Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развити¬ем и продвижением концепции социальной ответственности бизнеса - Business for Social Responsibility (бизнес за социальную ответствен¬ность), определяет КСО как «достижения в развитии местного сооб¬щества, окружающей среде».
Европейская комиссия дает определение: «КСО как концепции, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды».
В российской теории и практике большее распространение полу¬чило определение КСО как добровольного вклада бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, свя¬занных напрямую с основной деятельностью компании. Вклад этот должен выходить за рамки определенного законом минимума.
Коль скоро государство не может решить всех социальных про¬блем и, в частности, проблем инвалидов, бизнес может подключаться к решению этих проблем. В какой же части некоммерческие органи-зации инвалидов могут взаимодействовать с компаниями?
Для бизнеса социальная активность на окружающей его террито¬рии осуществляется в виде его вовлеченности в развитие местного сообщества. В англоязычной лексике используются термины commu¬nity и corporate community involvement, обозначающие корпоратив¬ную вовлеченность в развитие местного сообщества. Для бизнеса это важно, так как на окружающей предприятие территории проживают его сотрудники и взаимодействуют с окружающим сообществом. Важно, чтобы окружающее сообщество позитивно относилось к дея¬тельности компании. Наиболее важные для бизнеса целевые группы в местном сообществе:
• Местное сообщество как таковое (общественное мнение, влияющее на имидж и репутацию компании);
• Местная власть, от которой бизнес зависит в вопросах биз-нес-деятельности;
• Клиенты, от отношения которых зависят бизнес-показатели;
• Некоммерческие организации, формирующие общественное мнение;
• Средства массовой информации, влияющие на местное население.
Поэтому некоммерческие организации инвалидов, как выразите¬ли интересов части гражданского общества, формирующего обще¬ственное мнение о компании, могут взаимодействовать с компаниями по решению насущных проблем. Бизнес в рамках деятельности по развитию местного сообщества откликается на запросы некоммерче¬ских организаций. Ими могут быть и организации инвалидов. С этой целью создаются программы партнерства с некоммерческими орга¬низациями, программы сотрудничества с общественными организа¬циями.
В настоящее время незнание передовых технологий КСО пред-ставителями некоммерческих организаций приводит к тому, что ком¬пании самостоятельно ищут партнеров среди некоммерческих орга¬низаций для реализации своих проектов. Однако есть и примеры (и их немало) когда компании отвечают на программы, первоначально предложенные некоммерческими организациями. В крупных компа¬ниях этим занимаются, как правило, отделы по внешним связям, отделы по устойчивому развитию, PR отделы. Вся информация раз¬мещается на сайте, где представлены сведения о социальных про¬граммах компании и контакты лица, ответственного за эту деятельность.
Поэтому организации инвалидов могут обращаться за помощью в компании. При этом следует четко артикулировать запросы на основе своих интересов. Понять во время переговоров, в чем интере¬сы компании. Обращаясь в компанию, нужно позиционировать себя как представителей интересов определенной части населения мест¬ного города или региона и т.п. Например, организация инвалидов выступает от имени инвалидов, число которых составляет столько- то, а вместе с членами их семей это уже довольно большая часть насе¬ления города (района), где расположена компания. Компания заин¬тересована в улучшении среды обитания, в повышении доверия к себе и, следовательно, в повышении репутации компании. Поэтому вопрос заключается в поиске программы, которая соответствовала бы некоторым из перечисленных выше требований. Успешно принята будет та программа, которая, помимо помощи в решении определен¬ной проблемы инвалидов, будет соответствовать интересам компании.
Источником информации о деятельности компании в области социальных программ, которая может быть полезна представителям некоммерческих организаций, является социальный отчет компании. Многие российские компании составляют отчет и помещают его на сайте компании. Причем отчет может создаваться в произвольной форме, ввиду отсутствия российского стандарта, и в соответствии с Руководством глобальной инициативы (Global Reporting Initiative, GRI). Руководство глобальной инициативы (GRI) содержит 84 пока¬зателя, среди них есть показатель по использованию в компании труда инвалидов.
Компании сами выбирают те показатели, которые они раскры¬вают в своих отчетах. Если инвалиды будут постоянно обращаться в компании с запросами о количестве инвалидов, занятых на их произ¬водстве, то, возможно, компании включат этот показатель в будущие отчеты.
Но можно идти и по другому пути. Понятно, что если некоммер¬ческие организации инвалидов малы и не обладают силой влияния на общественное мнение и компании, то последние могут попросту не замечать интересы инвалидов. В этой ситуации, когда гражданское общество еще не дошло до уровня стран с развитыми демократиями, роль защитника интересов незащищенных слоев населения должно осуществлять государство. Государство осуществляет эту деятель¬ность в рамках социальной политики. И если существуют большие проблемы, то это свидетельство несовершенства проводимой прави¬тельством политики, что может в свою очередь быть и следствием неразвитости законодательства. Я имею в виду в данном случае зако¬нодательство о занятости инвалидов.
Нам видится необходимым совершенствовать, прежде всего, рос-сийское законодательство. В качестве примера может быть исполь¬зован Закон Чешской республики о занятости 435/2004 в части, касающейся занятости инвалидов, ст. 67- ст. 84. Мы взяли в качестве примера именно закон Чешской республики, так как это страна с недавним социалистическим прошлым, в то же время ее законода¬тельство является одним из самых развитых среди стран Восточной Европы.
Закон содержит механизм создания на предприятиях охраняе¬мых рабочих мест, отдельных охраняемых рабочих мастерских (в которых число занятых инвалидов не менее 50%). Охраняемые мастерские - это мастерские, где инвалиды составляют не менее 50% работающих. А охраняемое рабочее место - это место на обычном предприятии, которое создается специально для инвалида.
В законе сказано, что охраняемое рабочее место - это методика, которая помогает инвалидам найти и удержать работу, повысить свою привлекательность на рынке рабочей силы. В этом случае инва¬лид работает у обычного работодателя, в контакте с обычными людь¬ми. Помогает инвалиду рабочий ассистент из агентства занятости.
Агентства занятости для охраняемых рабочих мест осущест¬вляют консультирование инвалидов, обеспечивают их работой, пред¬лагают для этого специальные курсы (теоретические и практиче¬ские). В этих агентствах к инвалидам прикрепляют рабочих ассистен¬тов. Они обеспечивают инвалидам дорогу (например, билет), все, что необходимо, чтобы инвалид знал свои права и обязанности.
Содержит закон и механизм мотивирования предпринимателя создавать охраняемую мастерскую или охраняемое рабочее место.
Параграф 75 гласит:
Фонд занятости (ФЗ) может дать дотацию работодателю, при создании места для инвалида в размере:
• 8 средних зарплат на инвалида II-III групп,
• 12 средних зарплат на инвалида I группы.
Если работодатель создает 10 рабочих мест, то ФЗ дает дотацию в размере:
• 10 средних зарплат на инвалида II-III групп,
• 14 средних зарплат на инвалида I группы.
Средняя зарплата за 1 кв. 2007 г. - 20399 крон (1000$-21350 крон).
ФЗ может заключить контракт с инвалидом, если тот решит зани-маться частным предпринимательством, и выплачивать ему при соз¬дании рабочего места 8 средних зарплат.
Параграф 78 гласит, что работодатели, у которых инвалидов больше чем 50%, ,получают дотацию от ФЗ за год в размере:
• 0,66 от средней зарплаты за каждого инвалида II-III групп,
• 0,33 от средней зарплаты на инвалида I группы.
Параграф 81 гласит что работодатели, у которых более чем 25
работников, должны иметь не менее 4% инвалидов (т.е. 1 человека). Если же предприниматель не хочет или не может по какой-либо при¬чине нанимать инвалида, то закон предоставляет ему право выбора из двух вариантов:
1. Если работодатель не нанимает инвалида, то должен выпла¬чивать в госбюджет 40802 кроны в год за каждое не созданное рабо¬чее место (это чуть более 2000 долл. США).
2. Если работодатель не нанимает инвалида, то должен приоб¬ретать продукцию и услуги у работодателя, у которого более 50% инвалидов, на сумму равную 40802 крон в год. Исключение в отноше¬нии выплаты в бюджет могут составлять особые госпредприятия и учреждения. Но они не освобождаются от требования создавать охраняемое рабочее место или, в противном случае, приобретения продукции охраняемой мастерской на сумму равную 40802 крон в год.
Как мы видим, закон Чешской республики широко использует меры поощрения работодателя.
Введение подобного рода мер в Российской Федерации связано с расходами бюджета, поэтому трудно сказать, будут ли они приняты в скором будущем. Но инвалиды имеют право на достойную жизнь и это право должно быть реализовано. Государство как гарант прав своих граждан должно его обеспечить. В этой связи нам видится, что государство должно использовать как меры законодательного характера, так и вовлечение добровольных инициатив бизнеса в решение социальных проблем и, в частности, в решение проблем занятости инвалидов.
Источник: Закон Чешской республики о занятости 435/2004 в части, касающейся занятости инвалидов ст. 67- ст. 84. (Novэ zбkon . 435/2004 Sb., бst t eta Zam stnбvбnн osob se zdravotnнm postihenнm).

 



Популярные материалы Популярные материалы





Облако тегов Облако тегов

 
 
Советую прочитать
 
 
Следите за нами
 
В Контакте Facebook Twitter Livejournal YouTube
 
Случайный анекдот
 
 
Другие проекты сайта
 
 
 
 
 
Создан: 02/28/2001.
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.