представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на
 
 
Меню
Раздел Инваспорт
Реклама
         
 Главная
 Библиотека
 Видеоматериалы
 Законодательство
 Мед. реабилитация
 Проф. реабилитация
 Соц. реабилитация
 Дети-инвалиды
 Советы по уходу
 Образование
 Трудоустройство
 Физкультура
 Инваспорт
 Автотранспорт
 Инватехника
 Творчество
 Знакомства
 Секс
 Персональные сайты
 Сайты организаций
 Консультации
 
Поиск по сайту
 

Программы
 
Программы для работы с сайтом: Download Master, WinRar, STDU Viewer и форматы книг. Подробнее...
 
Объявления
 
 
Помощь сайту
 
WebMoney-кошелёк R102054310579
  Яndex-кошелёк 41001248705898
 
Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. - информация для инвалида-колясочника.
 
Ваш баннер
 
Рейтинг@Mail.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана
Rambler's Top100
 
 

Глава 9. Основы и принципы реабилитации

Труд — благороднейший исцелитель всех недугов.
Н.А. Островский

В последние десятилетия во многих странах мира необычайно воз­рос интерес к этой весьма важной и актуальной проблеме. В этих целях проводятся широкие исследования, задачами которых являются обо­снование принципов и разработка методов реабилитации, реабилита­ционных программ и критериев эффективности их использования. При­чина такого большого интереса — большое практическое значение ре­абилитации. Примером, в частности, может быть высокий процент боль­ных, перенесших инфаркт миокарда, возвратившихся к своей прежней работе и привычному ритму жизни.
К числу причин большого интереса к проблеме реабилитации от­носятся: уменьшение числа инвалидов и большой процент людей, ко­торые после перенесенных тех или иных заболеваний и травм, возвра­тились к своей профессиональной деятельности. В результате общество получает значительный социально-экономический эффект.
Термин «реабилитация» используется с давних пор в юридической практике применительно к лицам, восстановленным в правах, и про­исходит от латинского слова reabilitacio (восстановление). В медицине — это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юри­дических мер, направленных па восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инва­лидов (БМЭ, т. 22, 1984, с.71).
Несмотря на широкое использование этого термина в медицинс­кой науке и практике, в отношении сущности реабилитации, а также ее целей и задач до настоящего времени нет единой точки зрения. В одних странах под реабилитацией понимают только восстановление здо­ровья, в других — это понятие относится и к восстановлению трудо­способности, в третьих — к оказанию материальной помощи постра­давшим и т.д.
Во втором отчете Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по реабилитации (1969 г.) ею названо сочетание и скоординированное применение медицинских, социальных, просве­тительных и профессиональных мероприятий, включающих обуче- ниє или переобучение инвалидов, для достижения реабилитантами по возможности наиболее высокого уровня функциональной актив­ности.
В резолюции IX Совещания министров здравоохранения бывших со­циалистических стран реабилитация определена как система государ­ственных, социально-экономических, медицинских, профессиональ­ных, педагогических, психологических и других мероприятий, направ­ленных на предупреждение развития патологических процессов, приво­дящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффек­тивное и раннее возвращение бальных и инвалидов в общество и к об­щественно полезному труду.
Итак, реабилитация значительно шире, чем восстановление здо­ровья. Реабилитация является важным достижением современной ме­дицины, призванной не только вернуть здоровье больным и инвали­дам, но и сохранить их профессиональную трудоспособность.
В медицине понятие «реабилитация» впервые было применено офи­циально к бальным туберкулезом, когда в 1946 г. в Вашингтоне был проведен конгресс по реабилитации этих больных. Принято считать, что реабилитация восходит к годам Первой мировой войны, когда в Великобритании были созданы ортопедические госпитали для лече­ния инвалидов войны. В этих госпиталях широко применялась трудоте­рапия, проводившаяся под руководством квалифицированных рабо­чих. Опыт этих госпиталей был использован и в нашей стране в орто­педических и психиатрических лечебных учреждениях. Затем стала раз­виваться и медицинская педагогика, которая оказала большое влия­ние на становление реабилитации не только психических больных, по и соматических.
Однако корпи трудотерапии, как важной составной части реабили­тации, уходят в далекое прошлое. Об этом, в частности, свидетельству­ют древние рукописи об использовании лечения трудом (трудотерапия) в монастырях. По велению Петра I па Каменном острове в Санкт-Пе­тербурге были созданы отделения для выздоравливающих матросов, где активно применялась трудотерапия.
Применение труда с лечебной целью в психиатрии относится к концу XVIII в. (Пипсль, Тыок и др.). В России в начале XIX в. организованный труд для лечения психических больных первыми применили И.Ф. Рюль и В.Ф. Саблер. Интенсивно развивали трудовую терапию как средство лечения хронических психических больных Н.Н. Баженов, В.И. Яковен- ко и др.
Принципы восстановительного лечения больных с сердечно-со­судистыми заболеваниями были разработаны в СССР в тридцатые годы нынешнего столетия (Г.Ф. Ланг). Не случайно видный амери­канский кардиолог Рааб обращал в 1968 г. внимание на то, что еже­годно 5 миллионов американцев вынуждены были выезжать за пре­делы США в зарубежные центры здоровья, в то время как в СССР были тысячи санаториев и курортов — важных этапов реабилита­ции.

9.1. Цель, задачи и основы реабилитации

Целью реабилитации является оздоровление больного (инвалида) и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональ­ных навыков с учетом специфики перенесенной им травмы или болез­ни. Варианты реабилитации:

  1. адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;
  2. реадаптация — работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;
  3. работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой;
  4. при невозможности реализации вышеизложенных пунктов пол­ная переквалификация с последующим трудоустройством на том же предприятии;
  5. переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности.

Основные задачи реабилитации:

  1. ускорение выздоровления;
  2. улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилакти­ка осложнений;
  3. направленность всех реабилитационных мероприятий на сохра­нение жизни больного;
  4. предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений;
  5. возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессио­нальной деятельности;
  6. возвращение в общество профессиональных кадров;
  7. значительный экономический эффект для общества — вклад кад­ров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат.

Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в обществен­ный трудовой процесс, исходя из того, что трудовая деятельность явля­ется не только необходимым социальным условием полноценного су­ществования человека, но и подчас решающим фактором излечения
Основы реабилитации:

  1. биологические — свойства организма человека адаптироваться к новым условиям в результате компенсаторно-восстановительных про­цессов;
  2. психические — стремление человека к полезности для общества, которое выражается в производственной (профессиональной) деятель­ности и в социально-экономических отношениях;
  3. морально-этические — принцип высокого гуманизма, мораль­ный эффект для общества;
  4. научно-медицинские — разработка, апробация и внедрение со­временных достижений медицинской науки и практики в области вос­становительного и заместительного лечения;

— социально-экономические — полезность для общества, обус­ловленная профессиональными знаниями, жизненным и производ­ственным опытом, а также экономический эффект реабилитации, значительно перекрывающий необходимые материальные затраты для ее осуществления. Так, по данным медиков США, при некоторых заболеваниях каждый вложенный в реабилитацию доллар возвраща­ется 35 долларами. По нашим данным, 80% больных, перенесших инфаркт миокарда, после реабилитации приступили к трудовой дея­тельности.
Реабилитация достигается сочетанным применением реабилитаци­онных мероприятий: медицинских, психологических, физических, пе­дагогических, социальных, трудовых, технических и правовых, состав­ляющих единый комплекс.

9.2. Медицинская реабилитация

Основные направления медицинской реабилитации:

  1. ранняя диагностика болезни (травмы);
  2. своевременная госпитализация;
  3. полноценное лабораторно-инструмепталыюе обследование;
  4. раннее комплексное лечение (режим, диета, медикаменты и др.);
  5. контроль за динамикой болезненного процесса и эффективнос­тью лечения;
  6. определение прогноза течения болезни;
  7. диспансерное наблюдение за больными после выписки из стаци­онара с проведением лечебно-профилактических и оздоровительных ме­роприятий.

Таким образом, своевременное и полноценное лечение имеет ре­шающее значение в эффективности реабилитационных мероприятий. Следовательно, лечение и реабилитация — это неразрывные части еди­ного процесса. В связи со сказанным следует напомнить об одном не­верном положении, высказанном Г. Раском, который назвал реабили­тацию третьей фазой лечения. Речь шла о том, что реабилитация следу­ет после острой фазы болезни и фазы выздоровления. Это положение неверно, так как реабилитационные мероприятия следует начинать как можно раньше, разумеется, с учетом состояния больного.
Итак, медицинские мероприятия (медицинская реабилитация) объединяют лечебные меры, направленные на восстановление здоро­вья. Их следует начинать тотчас по выявлении заболевания и проводить комплексно с использованием всех средств, способствующих развитию компенсаторных процессов и приспособительных реакций организма. Ме­дицинские мероприятия в большинстве случаев проводятся на всех эта­пах реабилитации и нередко надолго сохраняются в плане диспансер­ного обслуживания.
В СССР была создана стройная система реабилитации больных и инвалидов, включающая в себя:

  1. создание в амбулаторно-поликлиническом звене ряда кабинетов восстановительного лечения (физиотерапии, психотерапии, лечебной физкультуры и др.), объединенных в единый комплекс отделений вос­становительного лечения. При многих из них были организованы груп­пы здоровья, которые, кроме реабилитационного, имеют и профилак­тическое предназначение;
  2. в стационарном звене были созданы как самостоятельные реаби­литационные отделения, так и специализированные больницы восста­новительного лечения для реабилитации определенных контингентов больных. К их числу относятся организованные в послевоенные годы госпитали для восстановительного лечения раненых и инвалидов Вели­кой Отечественной войны. В системе поэтапной реабилитации лиц, пе­ренесших инфаркт миокарда, большое значение принадлежало 24-днев­ному бесплатному лечению в специально созданных для этой цели са­наториях;
  3. широкая сеть домов отдыха, санаториев, в том числе специали­зированных;
  4. создание профильных специализированных центров реабилита­ции (всесоюзные, республиканские), главным образом на базе голов­ных (по проблеме) научно-исследовательских институтов.

9.3. Физическая реабилитация

Физический аспект реабилитации включает в себя все вопросы, от­носящиеся к применению физических факторов в восстановительном лечении больных.
Сюда относятся лечебная гимнастика и другие элементы лечебной физкультуры, интенсивные тренировки, санаторно-курортное лечение идо.
Физический аспект является частью медицинской реабилитации и предусматривает мероприятия по восстановлению трудоспособности больных путем применения лечебной физкультуры и проведения нара­стающих по интенсивности физических тренировок.
Основное предназначение использования физических факторов — всемерное повышение физической работоспособности больных, инва­лидов, лимитированной по болезни или инвалидности.
В отличие от медикаментозных средств .Использование физических факторов оказывает более широкое воздействие на центральную не­рвную и сердечно-сосудистую системы, обмен веществ и газообмен в легких.
Механизмы положительного воздействия физических нагрузок:

  1. благоприятное влияние на регуляторные системы, что обеспе­чивает адаптационные процессы и выздоровление;
  2. нормализация нарушенных функций различных органов;
  3. становление, улучшение деятельности компенсаторно-приспо­собительных механизмов;
  4. тренировка мышц, в том числе сердечной;
  5. нормализация обмена веществ;
  6. улучшение пищеварения, нормализующее влияние на желчеот­деление и функцию кишечника;
  7. укрепление защитной функции иммунной системы организма;
  8. психологический эффект, благотворное влияние на эмоциональ­ную сферу человека;
  9. улучшение течения болезни, сокращение сроков лечения.

Пренебрежительное отношение к физическому аспекту реабилита­ции в прошлом приводило к весьма неблагоприятным последствиям: более затяжному периоду течения болезненного процесса и увеличе­нию частоты осложнений. В результате неоправданно затягивались сро­ки постельного режима, стационарного лечения и нетрудоспособнос­ти больных. Следовательно, увеличивались и экономические затраты. Зна­чительная часть больных была не в состоянии в течение первого года болезни вернуться к трудовой деятельности. У больных развивался страх активных движений, а также другие соматические расстройства, что значительно ухудшало эффективность проводимого лечения.
Более раннее и широкое применение физических факторов при ком­плексной реабилитации больных, например, при наличии инфаркта миокарда, улучшает течение болезни, предупреждает развитие ряда ос­ложнений, сокращает сроки стационарного лечения и временной не­трудоспособности и предупреждает развитие инвалидности у большин­ства больных.
Применение физических факторов имеет ту особенность, что они эффективны только при адекватном назначении. Неадекватная физи­ческая нагрузка не только бесполезна, но и может вызвать серьезные последствия. В настоящее время существуют точные и надежные мето­ды определения индивидуального темпа, объема физических нагрузок, гарантирующих их эффективность и безопасность. Эти методы позволя­ют осуществлять контрольную функцию, т.е. получение точной объек­тивной информации о реакции больных на расширение режима двига­тельной активности и введение новых элементов лечебной физкульту­ры. «Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть» (Б. Паскаль).
Некоторые методологические аспекты применения физических нагрузок               
а)  Физические нагрузки — часть медицинской реабилитации, со­ставная часть комплекса реабилитационных мероприятий. Одна физкуль­тура без правильного питания, здорового образа жизни, полноценного отдыха, без отказа от алкоголя и курения не может обеспечить хоро­шее здоровье.
б)  Физическую реабилитацию следует начинать как можно раньше. Говоря о стратегии физического воспитания и развития человека, сле­дует помнить о необходимости преемственности осуществляемых мер на протяжении всех периодов индивидуальной жизни человека. Решать проблему физического воспитания и физического развития населения необходимо с дошкольного возраста, а затем в школах, училищах, ин­ститутах, на предприятиях и т.д.
в)   Перед тем как приступить к физическим тренировкам, необхо­димо пройти серьезное медицинское обследование с использованием различных нагрузок. Ясно, что определение вида и интенсивности фи­зической нагрузки и контроль над ее эффективностью должен взять на себя специалист этого дела — врач. Врач, давая советы, должен учиты­вать не только фактическое состояние здоровья человека, но и степень его физической подготовленности, тренированности.
г)  Во всякий труд нужно входить постепенно. Не следует сразу пере­напрягать свои усилия, а необходимо, входя в работу, развивать свои усилия постепенно.
д)  Необходим контроль за эффективностью использования физи­ческих нагрузок. Оценка эффекта или, напротив сигнал к отмене или изменению характера и режима физических нагрузок.
е)   Оптимальный выбор вида, темпа, интенсивности и продолжи­тельности физических нагрузок с учетом состояния здоровья, индиви­дуальных особенностей организма и уровня его тренированности.
Повышение физической работоспособности с помощью лечебных и физических факторов не является самоцелью. Высокая физическая работоспособность зависит от хорошего состояния здоровья и являет­ся необходимым условием сохранения профессиональной активности. Таким образом, существует тесная связь между медицинским, физи­ческим и профессиональным аспектами реабилитации. Применение фи­зических факторов способствует сокращению сроков лечения, т.е. умень­шению экономических заірат на реабилитацию. Установлено благопри­ятное воздействие физических факторов на психологическое состояние больных. Следовательно, физический аспект реабилитации связан с дру­гими реабилитационными аспектами — экономическим и психологи­ческим.

9.4. Психологическая реабилитация

Цель психологической (психической) реабилитации — преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личнос­тного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному чело­веку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических законо­мерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.
Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, по­чти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению челове­ка к труду после перенесенного инфаркта миокарда.
Это вызвано, прежде всего, тем, что течение инфаркта миокарда часто сопровождается психическими нарушениями. Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, — все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и мето­диста по лечебной физкультуре, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоуст­ройства.
Однако и при нормальном психическом состоянии особенности лич­ности больного (инвалида), ее установка, характер психологической реакции на болезнь (инвалидность) существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уро­вень социальной активности после болезни или инвалидности.
В свою очередь, психические нарушения оказывают неблагоприят­ное воздействие на течение основного заболевания, нарушают функ­ционирование различных органов.
Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) не­разрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к не­обходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при непол­ном восстановлении его профессиональных навыков.
Психологическая реабилитация имеет большое значение при под­готовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в пего веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность.
Психопрофилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист — врач-психотерапевт,
Важнейшие задачи психической реабилитации — всемерное ускоре­ние нормального процесса психологической адаптации к изменившей­ся в результате болезни (инвалидности) жизненной ситуации, профи­лактика и лечение развивающихся болезненных психических наруше­ний.
Решение этих задач возможно только на основе глубокого изучения всего диапазона психических изменений в динамике на всех этапах забо­левания, природы этих изменений, анализа «внутренней картины» бо­лезни, включая динамику доминирующих переживаний, исследование социально-психологических факторов, определяющих психическое со­стояние больного (инвалида) в разные сроки от начала болезни.

Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

  1. характер динамики основного болезненного процесса;
  2. длительность постельного режима и сроков пребывания в стаци­онаре;
  3. характер инвалидности;
  4. психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;
  5. начало возвращения к трудовой деятельности.

Учет этих факторов и устранение тех из них, которые оказывают отрицательное воздействие, могут оказаться действенным средством пси­хогигиены и психопрофилактики.
Основные методы психической реабилитации:

  1. различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гип­ноз и др.);
  2. психогигиена;
  3. психопрофилактика;
  4. в некоторых случаях — лекарственные препараты психотропного действия;
  5. благожелательная обстановка в семье и коллективе;
  6. эстетотерапия;
  7. физические тренировки;
  8. лечение трудом (трудотерапия).

Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного (инвалида). Так, изучались показатели пси­хического состояния неработающих и работающих инвалидов, у кото­рых до инфаркта миокарда психические нарушения не выявлялись. Раз­ница оказалась разительной. Если среди неработающих инвалидов число лиц с психическими нарушениями составило 90,5%, то среди работаю­щих инвалидов — лишь 13,3%.
Большое значение в психической реабилитации имеет благожела­тельная обстановка в семье и коллективе, в том числе и юмор, живи­тельные свойства которого всегда высоко ценились.
К сожалению, недостаточно внимания уделяется состоянию пси­хического здоровья населения. Довольно часто можно встретить лю­дей, которые непростительно мало заботятся о своем психическом здо­ровье, а то и вовсе не думают о нем. Только халатностью можно объяс­нить отсутствие режима в работе и отдыхе, безрассудное отношение ко сиу и свободному времени и злоупотреблению вредными привычками. Разве не халатность это по отношению к своему здоровью и к здоровью окружающих, когда мы повышаем голос, сердимся и ругаемся? К со­жалению, основные истины психогигиены далеко не так популярны, как правила сохранения физического здоровья. С одной стороны, люди меньше знакомы с условиями сохранения психического здоровья, с другой — не придают значения тому, что им известно. Все это может привести к развитию психических расстройств.

9.5. Профессиональный аспект реабилитации

Первоначально реабилитация отождествлялась с восстановлением трудоспособности, которая, в свою очередь, является критерием эф­фективности реабилитации. Профессиональный аспект реабилитации шире. Это не просто восстановление трудоспособности, а восстановле­ние профессиональной деятельности. Профессиональный аспект реа­билитации следует рассматривать с точки зрения не только восстанов­ления утраченной трудоспособности, но и дальнейшей профилактики возможного ее снижения.
Успешное восстановление и сохранение трудоспособности являет­ся производным многих факторов: правильной экспертизы трудоспо­собности, систематической вторичной профилактики, а также выпол­нения программы, направленной на повышение физической и психи­ческой толерантности больных (инвалидов).
В докладе экспертов ВОЗ указывается, что «целью восстановления трудоспособности является не только стремление вернуть больного к прежнему состоянию, но и развить его физические и психические фун­кции до оптимального уровня. Это означает вернуть больному самосто­ятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе или, если это возможно, подготовить больного к выполнению другой рабо­ты с полным рабочим днем, соответствующим его физическим воз­можностям, или подготовить к работе с неполным рабочим днем, или к работе в специальном учреждении для инвалидов».
В решении этих важнейших задач принимают участие не только кли­ницисты, по и специалисты смежных областей: профессиональной ги­гиены, физиологии и психологии труда, эргономики, трудового обуче­ния и воспитания, трудового законодательства и др. Таким образом, в решении задач профессиональной реабилитации необходим комплекс­ный подход и содружество различных специалистов, среди которых ве­дущими должны быть клиницисты.
Трудовые мероприятия (профессиональная реабилитация) заклю­чаются в подготовке инвалидов к трудовой деятельности. Они должны начинаться как можно раньше и проводиться параллельно с медицин­скими, психологическими и другими реабилитационными мероприяти­ями. Еще до получения определенных производственных навыков или переквалификации инвалид (больной) должен быть профессионально ориентирован в основных специальностях и знать требования к избира­емой им профессии.
Трудовая (профессиональная) реабилитация завершается трудовым устройством инвалидов.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к трудоспособ­ности и трудоустройству, профессия должна:

  1. не усугублять тяжести общего состояния инвалида (больного);
  2. способствовать наибольшим проявлениям способностей инвали­да (больного);
  3. обеспечить инвалиду (больному) максимальное удовлетворение;
  4. соблюдать принцип соответствия физической работоспособнос­ти инвалида (больного) уровню энергозатрат при данной профессио­нальной деятельности.

Трудотерапия, несомненно, способствует восстановлению физи­ческой работоспособности, оказывая и благоприятное психологичес­кое воздействие на инвалида (больного). Не случайно Целье говорил, что «безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает пашу молодость». А. П. Чехов писал: «Надо поставить свою жизнь в такие усло­вия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радо­стной жизни».
Трудотерапия меняет отношения инвалидов с другими людьми, т.е. улучшает его социальную реабилитацию. Различают функциональ­ную трудовую терапию, направленную на восстановление нарушен­ных функций организма в связи с болезнью, и производственную, под­готавливающую больного (инвалида) к трудовой деятельности и по­могающую восстановить профессиональные возможности инвалида (больного).
М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев (1966) выделяют несколько сто­рон лечебного воздействия труда: стимуляция жизненных процессов и повышение сопротивляемости организма; отвлечение от болезненных переживаний; укрепление интеллектуально-волевых качеств в соответ­ствии с условиями и требованиями реальности; повышение психичес­кого тонуса инвалида (больного); освобождение его от чувства своей неполноценности и ущербности; восстановление связи инвалида (боль­ного) с коллективом.
Деятельный образ жизни является одним из средств, стимулирую­щих умственное и физическое развитие человека. В процессе трудовой деятельности происходит формирование полноценной личности. Безде­ятельный образ жизни ведет к слабости, снижению уровня жизненных функций организма.
Труд должен доставлять радость, не быть обременительным, не при­водить к утомлению, соответствовать физическим возможностям орга­низма. При выполнении любой работы высокая работоспособность до­стигается не сразу. Для этого требуется определенное время, так назы­ваемый период врабатываемости. Поэтому во всякий труд надо входить постепенно, как бы набирая темпы. Стремительное начало в работе приводит к преждевременному утомлению. Постоянный труд положи­тельно влияет на организм человека в любом возрасте.
Некоторые мудрые изречения:
«Праздность более утомляет, чем труд» (П. Вовернарт);
«Нет ничего более невыносимого, чем безделье» (Ч. Дарвин);
«Труд — наилучшее лекарство, нравственное и эстетическое» (Ана- толь Франсе);
«Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, что­бы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного» (К.Д. Ушинский).
Трудотерапия — важный фактор в системе реабилитационных ме­роприятий. Ведь часто из-за соматических и психических расстройств человек надолго отрывается от любимой работы и коллектива, начи­нает забывать ранее приобретенные трудовые навыки. При хронических заболеваниях именно безделье, отрыв от систематической работы яв­ляются главными факторами, которые вызывают инертность, безраз­личие, пассивность, отход от друзей. Задачей и целью трудотерапии яв- ниются не дать больному (инвалиду) возможность впасть в безделье, нос становить его активное отношение к труду и вновь создать начинаю­щие утрачиваться стереотипы трудовой деятельности с их комплексом социальных связей. Целесообразная работа в коллективе помогает най­ти обратный путь в коллектив и общество. Активный и разнообразный режим дня способствует еще и тому, что тускнеют и становятся менее актуальными мотивы, определяющие, поведение больного (инвалида), то есть болезненные переживания и явления.
Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский писал: «Матери­альные плоды трудов составляют человеческое достояние, но толь­ко внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источни­ком человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».

9.6. Другие аспекты реабилитации

Педагогические мероприятия в большинстве случаев относятся к де­тям и подросткам с врожденными или приобретенными дефектами. Для их обучения и воспитания была создана сеть специализированных уч­реждений.
Технические мероприятия (техническая реабилитация) предусмат­ривают применение достижений научно-технического прогресса для вос­становления функциональной полноценности организма инвалида (больного) и для включения его в общественно полезный труд. Прак­тически технические средства широко используются на всех этапах вос­становительного процесса. Особенно велика роль их при повреждениях опорно-двигательного аппарата (протезирование, различные средства передвижения ит. п.).
Правовые мероприятия реализуют гарантии, обусловленные Кон­ституцией России. Наряду с этим инвалидам обеспечены дополнитель­ные гарантии, например, нуждающимся в облегченных условиях тру­да предоставляется работа в соответствии с трудовой рекомендацией ВТЭК.
Социальный аспект реабилитации — это часть единого целого, ка­ким является комплексный процесс реабилитации, и его следует, ко­нечно, рассматривать во взаимодействии с другими аспектами реаби­литации. Медицинская, профессиональная и техническая реабилитация, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного (по­страдавшего), восстановление его нормальных отношений в обществе, в первую очередь в сфере труда. В результате преодолевается связанное с инвалидностью чувство социальной неполноценности, устраняется со­средоточение инвалидов всего внимания на своем увечье или болезни, он обретает веру в собственные силы.

Социальный аспект реабилитации предусматривает изучение влия­ния социальных условий на болезнь (травму), выявление механизмов их действия, что дает возможность устранить причины, мешающие эф- елективному восстановлению личности обществе. В социальный аспект реабилитации входят многие вопросы: влияние социальных факторов на развитие и последующее течение болезни, на эффективность лечеб­ных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инва­лидов, наличие свободных трудовых мест, вопросы трудового и пенси­онного законодательства, взаимоотношения больного (инвалида) и об­щества и т. д.
Социальный аспект реабилитации предусматривает и применение социальных методов воздействия на больного (инвалида) для успешно­го восстановления личности, как социальной категории, путем орга­низации соответствующего образа жизни, устранения воздействия со­циальных факторов, мешающих успешной реабилитации, восстанов­лению или усилению социальных связей. В решении задач социальной реабилитации особенно велика роль государства.
Экономический аспект реабилитации. Эффективная реабилитация, как это уже установлено, по отношению ко многим болезням и трав­мам снижаст расходы государства на лечение и социальное обеспече­ние за счет сокращения сроков лечения, предотвращения нетрудос­пособности, уменьшения размеров и количества пособий по инва­лидности, сохранения опытных квалифицированных профессиональ­ных кадров.
Так, например, японцы давно уже выяснили, как полезны для про­изводства хорошая физичсская подготовленность и здоровье рабочих. На предприятиях организованы перерывы для физических упражнений. В свободное от работы время рабочие посещают оздоровительные цен­тры. Учитывая такое внимание к физической подготовленности рабо­чих, нетрудно понять, почему производительность труда в Японии са­мая высокая в мире.
В настоящее время специальные оздоровительные программы при­меняются и на предприятиях США. С 1979 по 1982 г. в такие программы было вложено около 2 млрд. долларов. Эти программы используются для повыше:іия тонуса людей в рабочее время. Но оказалось, что эти мероприятия также улучшают и отношение к работе, уменьшают те­кучесть кадров, снижают расходы на нетрудоспособность и страховые выплаты. После введения оздоровительной программы в компании «Пру- денчшэл» уровень временной нетрудоспособности упал на 59%, что за год дало 248 ООО долларов прибыли.

9.7. Этапы реабилитации

Всемирная организация здравоохранения предложила следующую классификацию фаз реабилитации:
а)  больничная фаза, начинающаяся с момента поступления боль­ного (пострадавшего) в стационар;
б)  фаза выздоровления (реабилитационные мероприятия выполня­ются в центрах реабилитации, поликлиниках, санаториях);
н) фіш поддерживающая, которая длится всю жизнь и проводится при длительном диспансерном наблюдении.
В рамках каждой из этих фаз решаются в том или ином объеме зада­чи каждого вида реабилитации. Эффективность всей системы реабилита­ции больных определяется тем, насколько успешно будут решаться задачи каждой из фаз реабилитации. При этом от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.
Целью больничной (стационарной) фазы реабилитации является восстановление физического и психологического состояния здоровья настолько, чтобы больной был подготовлен к проведению второй фазы реабилитации.
По завершению больничной фазы реабилитации больной оказыва­ется подготовлен к выполнению программы фазы реабилитации — фазы выздоровления. Выполнение этой программы оптимально осуществлять в специализированных реабилитационных отделениях местных санато­риев, являющихся по своим задачам и оснащенности загородными ре­абилитационными центрами. Эта фаза реабилитации является, по су­ществу, рубежом между периодом, когда человек находится в статусе больного и возвращением его в семью, к активной деятельности. Ос­новная цель второй фазы реабилитации - - подготовить больного к ак­тивной жизни — возвращению в семью, к рациональной перестройке жизненного уклада, изменению некоторых привычек, к систематичес­кому проведению профилактических мероприятий, включая вторичную профилактику. Задачи физического, физиологического и других аспек­тов реабилитации решаются в этой фазе на новом, по сравнению с больничным этапом, уровне.
По завершении фазы выздоровления больной вступает в третью (под­держивающую) фазу реабилитации, целью которой является поддер­жание достигнутого уровня физической работоспособности с некото­рым ее увеличением у ряда больных, завершение психологической ре­абилитации уже в условиях возобновления его социальной жизни и пре­дупреждение прогрсссирования заболевания. Решение всех задач третьей фазы реабилитации возможно только при отработке организационной структуры се в условиях районной поликлиники.
Во второй и третьей фазах реабилитации следует энергично прово­дить мероприятия вторичной профилактики, которая включает в себя борьбу с первичными факторами риска, играющими роль в возник­новения данного заболевания. Основная задача вторичной профилакти­ки — предупреждение прогрессирования заболевания, его рецидивов и развития осложнений. Составными частями вторичной профилактики являются: лечебная физкультура, лечебное питание, физиотерапевти­ческие процедуры, медикаментозное лечение и др.

Единая система борьбы с хроническими заболеваниями должна быть построена по типу последовательности и преемственности этапов: пер­вичная профилактика — распознавание болезней, лечение их — реаби­литация — вторичная профилактика. Эффективность реабилитационных и профилактических мероприятий обусловлена тесным контактом (пре- емственностыо) врачей больницы, реабилитационного центра, поли­клиники, санатория. Практика показала, что использование реабили­тационных мероприятий наиболее эффективно тогда, когда они прово­дятся в системе диспансерного наблюдения.
Государственные структуры должны субсидировать научные иссле­дования по созданию новых высокоэффективных реабилитационных про­грамм, материально-техническую базу, обеспечивающую проведение реабилитационных мероприятий, систему наблюдения.

9.8. Основные принципы реабилитации

К их числу относятся:
а)  Реабилитация больных (инвалидов) — это многоплановый, не­разрывный процссс — единый комплекс лечебных, реабилитацион­ных, профилактических и оздоровительных мероприятий. Реабилита­ция находится в органической связи с профилактикой заболеваний и составляет с нею единое целое. Действительно, в случае угрозы инва­лидности реабилитационные мероприятия, применяющиеся в комп­лексе с лечебными, являются профилактикой инвалидности, а при ее наличии — становятся первым этапом борьбы с нею. Данный прин­цип отражает единство лечебно-профилактических и реабилитацион­ных мероприятий.
Во-первых, ранняя диагностика заболеваний, выявление началь­ных форм заболеваний, лежащих в основе диспансеризации, являются основой наиболее эффективных реабилитационных мероприятий. Во- вторых, учет и динамическое наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями или последствиями травм — важное условие для реше­ния задач реабилитации.
б)  Необходимость использования комплекса различных реабилита­ционных мероприятий с участием медицинских работников, психоло­гов, педагогов, специалистов физической культуры, юристов и др.
в)   В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабили­тацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов реабилитации и дли­тельностью лечения.
г)   Реабилитация предполагает использование единых методических и организационных подходов к решению таких вопросов, как установ­ление степени нарушений функций органов и систем организма, опре­деление трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана вос­становительных мероприятий.
д)  Как можно раннее начало реабилитационных мероприятий, ко­торые должны быть неотъемлемой частью лечебных мероприятий, орга­нически их дополнять.

е)   Выбор реабилитационных мероприятий, которые наиболее эф­фективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего и возвращение его в коллектив, к основному общественно полезному труду. Разумеется, что выбор осуществляется с учетом состояния боль­ного (инвалида), характеристики и тяжести болезненного процесса и переносимости того или иного реабилитационного воздействия.
ж)  Реабилитационные мероприятия должны осуществляться не­прерывно, последовательно и преемственно.
з)  Важным условием эффективности реабилитации больных (инва­лидов) является се индивидуальность. В реализации этого положения решающая роль принадлежит врачебно-трудовой экспертизе, во время которой устанавливается степень функциональной недостаточности и трудоспособности. В зависимости от состояния больного (инвалида) в динамике вносятся соответствующие коррективы в объем реабилита­ционных мероприятий. Реабилитация, если речь идет об инвалиде, рас­сматривается как непрекращающийся процссс, так как он нуждается в постоянном медицинском наблюдении и социальной защите.
и)  При составлении плана реабилитационных мероприятий следу­ет учитывать индивидуальные особенности личности реабилитируемо­го и течения у пего болезненного процесса, втом числе его психосоци­альные, биологические особенности и связи с трудовым коллективом, возраст, образовательный ценз, специальность, ссмсйио-бытовую об­становку.
к) Планируя реабилитационные мероприятие, необходимо соблю­дать соответствующие санитарно-гигиенические рекомендации, особен­но при проведении трудотерапии и профессиональной подготовки, .тре­бования по охране труда, санитарно-эпидемиологические нормы н ус­ловия лечебно-профилактической помощи.

9.9. Некоторые аспекты реабилитации инвалидов

По данным ООН, в мире каждый десятый житель планеты — ин­валид.
В энциклопедическом словаре реабилитация инвалидов рассмат­ривается как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и тру­доспособности больных и инвалидов». Как видно из этого определе­ния, в понятие «реабилитации» входят: функциональное восстановле­ние или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособле­ние к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу боль­ного или инвалида.
Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, нарушают целостность и естественность функцио­нирования организма, а с другой — вызывают у инвалида комплексы психологической неполноценности, характеризующиеся тревогой, по­терей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциаль­ными установками.
Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстанов­ления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лече­ния и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилита­ции, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в обще­ство — первостепенная государственная задача.
В декларации ООН о правах инвалидов (1975 г.) говорится: «Инва­лиды имеют все права на уважение их человеческого достоинства, па образование, профессиональную подготовку, восстановление трудоспо­собности, па максимальное проявление своих возможностей и способ­ностей, па ускорение процесса их социальной интеграции».
Любая патология, которая привела человека к инвалидности, не­зависимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы непре­менно отражается па двигательной функции. Малоподвижность инвали­да приводит к гипокинезии и гиподинамии, проявляющиеся целым ря­дом негативных последствий: снижение функциональных возможнос­тей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий са­мореализации, потеря бытовой и экономической независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Поэтому борь­ба с гипокинезией - это избавление от ряда негативных изменении всех органов, это профилактика ряда заболеваний, это также становление адаптации инвалидов к жизни и профессиональной деятельности.
Привлечение инвалидов к занятиям физкультурой и спортом — наи­более целесообразное реабилитационное мероприятие. Активная физи­ческая культура — это средства, приемы и методы физического воспи­тания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функци­ональными возможностями жизненно и профессионально необходи­мых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и спо­собностей, позволяющих им обрести самостоятельность, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональ­ной деятельности, уметь отдыхать.
Помимо основных принципов реабилитации при проведении реаби­литационных мероприятий у инвалидов необходимо соблюдать прин­цип партнерства — включение самого инвалида и членов его семьи в лечебно-восстановительный процесс, привлечение их к участию в вос­становлении тех или иных функций и социальных связей.
К числу наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся: умственная отсталость, дефекты зрения, слуха и опорно-дви­гательного аппарата, причем эти пороки развития нередко сочетаются.

Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью
Распространенность этого порока развития в разных странах дости­гает 1—3%. Принято считать, что до 75% всех случвев умственной от­сталости обусловлено генетическими факторами. Эти лица нуждаются в специальных методах воспитания и обучения. Очевидно, что характер реабилитационных мероприятий зависит от глубины умственного не­доразвития. Так, лица с относительно не глубоким интеллектуальным недоразвитием могут обучаться по специальной школьной программе и получить доступные профессиональные навыки. В то же время у лиц с глубокой умственной отсталостью невозможны ни школьное обуче­ние, ни профессиональная ориентация. По данным ряда исследовате­лей, занятия физической культурой способствуют улучшению психи­ческого развития детей и инвалидов.

Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Свыше 40 млн. человек во всем мире и более 500 тыс. в США оцени­ваются юридически как слепые (незрячие), и каждый год теряют зре­ние еще миллион человек. Ведущая роль в происхождении врожденных дефектов зрения и слуха принадлежит генетическим факторам. Степень выраженности дефекта зрения или слуха имеет большое значение для возникновения вторичных нарушений развития ребенка (расстройства нервно-психического развития). При небольшом дефекте слуха — туго­ухости существует возможность нарушения самостоятельного овладе­ния речью, а полная глухота при отсутствии специального обучения обычно приводит к немоте.
При слепоте и глухоте задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений (из-за отсутствия контакта, общения) и развитие эмоциональной сферы. Оба вида нару­шений требуют соответствующей коррекции. Общие закономерности де­фектов зрения и слуха: недоразвитие способностей к приему, переработ­ке, хранению информации и недостаточность словесного опосредова­ния. В результате возникает тенденция к определенному замедлению тем­па развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. К числу мероприятий коррекции при дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития остаточного слуха и зрения.
У слепых часто имеет место гипокинезия (гиподинамия), поэтому попятно большое значение адаптивной физической культуры. Обуче­ние слепых детей и их родителей проводится на специальных курсах обу­чения по программам:

  1. академической (получить образование);
  2. профессиональной (помочь слепым подготовиться к трудовой де­ятельности);
  3. самосовершенствование (изучение для внутреннего удовлетво­рения и радости).

Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей
Из всех нуждающихся в профессиональной реабилитации 70% — лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.
Реабилитация лиц с дефектами опорно-двигательного аппарата не должна ограничиваться только медицинскими и физическими реабили­тационными мероприятиями, но также должна включать коррекцию нервно-психических расстройств, которые, в свою очередь, могут от­разиться на формировании интеллектуального развития. У этих индиви­дов нередко отмечается склонность к невротическим расстройствам. При­чинами этих расстройств являются: двигательная недостаточность и сверхопека при воспитании. Система коррекционного воспитания и обу­чения, формирующая у инвалида чувство своей нужности, полезности в известной степени препятствует возникновению личностных качеств, связанных с ощущением своей физической неполноценности. Этому спо­собствуют, в частности, социальные программы (системы) воспита­ния и обучения.
Потеря нижней конечности (конечностей) приводит к сниже­нию трудоспособности и двигательной активности (гипокинезия, ги­подинамия), нарушениям обмена веществ и функционального со­стояния центральной нервной системы, является серьезной психо­логической травмой и стрессорным фактором. Гипокинезия и рас­стройства обмена углеводов и липидов (повышение содержания хо­лестерина в крови). Наиболее выраженные нарушения отмечаются со стороны аппаратов кровообращения и дыхания (снижение сокра­тительной функции сердца, тенденция к повышению артериального давления и др.). Следовательно, у этой группы инвалидов имеется высокая угроза развития таких заболеваний, как гипертоническая бо­лезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. Адаптивная фи­зическая культура способствует формированию нового функциональ­ного состояния (специальной системы адаптации), характеризующе­гося приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функ­ций внутренних органов, нормализацией обмена веществ, психичес­кой и эмоциональной деятельностью, предупреждением развития раз­личных заболеваний.
Эффективность физических тренировок обусловлена структурой дви­жений, последовательностью, регулярностью, частотой и продолжи­тельностью занятий, интенсивностью выполнения физических упраж­нений, индивидуальным подходом к выбору их, оптимальным режи­мом отдыха.
В экономически развитых странах подсчитано и доказано, что сред­ства, вложенные в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. При этом не только уменьшаются затраты на лечение инвалидов и сокращается число лю­дей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, уха­живая за заболевшими родственниками, но и более эффективно ис­пользуется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жиз­ненный уровень. Кроме того, резко снижается социальная напряжен­ность, создается благоприятная морально-психологическая обстанов­ка в обществе.

Контрольные задания

    1. Определение целей и задач реабилитации.
    2. Задачи и содержание медицинской реабилитации.
    3. Задачи и содержание физической реабилитации.
    4. Задачи и содержание психологической реабилитации.
    5. Содержание профессиональной реабилитации.
    6. Характеристика этапов реабилитации.
    7. Основные принципы реабилитации.
    8. Особенности реабилитации инвалидов.

 



Популярные материалы Популярные материалы





Облако тегов Облако тегов

 
 
Советую прочитать
 
 
Следите за нами
 
В Контакте Facebook Twitter Livejournal YouTube
 
Случайный анекдот
 
 
Другие проекты сайта
 
 
 
 
 
Создан: 02/28/2001.
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.