представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Меню | ![]() |
Реклама | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Глава 18. Такова спортивная жизньМы как все, но чуть сильнее. Девиз спортивного фестиваля инвалидов на колясках Воробьевы горы Давайте для затравки я просто перечислю виды спорта и активного отдыха, доступные для колясочников, развитием которых заняты соответствующие ассоциации. Итак: Автоспорт по доступности и пользе окажется на одном из первых мест. В СССР это движение началось, видимо, с того, что автолюбители Украины стали наведываться в соседнюю Чехословакию на кольцевые гонки. Летом 1988 года киевлянин Игорь Григорьев, будучи в Саках, чтобы ребята на автостоянке при санатории не томились от безделья и пьянок, устроил соревнование по слалому. Для этого всего-то понадобились десяток старых покрышек в качестве ограничителей да судейский столик. Вернувшись осенью в Москву, я подумал, не включить ли что-то подобное в программу первой городской спартакиады инвалидов. Дозвонился до автоклуба, и его руководители помогли провести соревнования по скоростному маневрированию, на которые съехались десятки мотоколясок, Запорожцев и тогда еще довольно редких Жигулей. Так было положено начало Московскому автоклубу инвалидов (МАКИ), который за эти годы вырос, получил международное признание и проводит регулярно международные авторалли Надежда. Скоростное маневрирование (классика на спортивном жаргоне) состоит из комбинации упражнений, выполняемых в определенной последовательности (парковка, бокс, эстафета, пеньки, колея, ворота, змейка, круг). Результат определяется по сумме двух попыток (время плюс штрафные очки) или по лучшей попытке. Бензина на это много не уйдет, а удовольствие вы получите, и мастерство, безусловно, возрастет. Если в соревнование включить одну или две фигуры слалома (бабочку, крест, восьмерку, длинную змейку с переменным шагом и т. п.), то это уже будет спортивное многоборье. Вздумаете заняться автоспортом и организовать команду, напишите в клуб МАКИ, и мы вышлем правила и рекомендации. Ралли — это вовсе не то, что нам показывают по телевизору, когда переворачиваются и бьются друг о друга машины. Конечно, это многочасовая изнурительная гонка, но с соблюдением всех правил движения. Суть любительского ралли состоит в правильном и своевременном прохождении неизвестной трассы по ориентирам в легенде, которая выдается перед стартом. Начнешь блуждать — выбьешься из графика, станешь больше нервничать — пойдет ошибка за ошибкой. Но тут все шишки валятся на штурмана. Водитель отдувается на дополнительных упражнениях (допах) типа слалома, скоростного участка или подъема на холм. В итоге все штрафные очки за опоздание или опережение на пунктах контроля по трассе и на допах суммируются и определяются занятые места. Длина трассы обычного ралли бывает 300—400 километров, иногда устраивают двухэтапное ралли — днем и ночью. В странах, где с бензином стало совсем туго раньше, чем у нас, например в Польше, давно перешли на микроралли (не длиннее 25—30 километров), или, точнее, на соревнования по спортивному ориентированию с туристическим уклоном. Легенда для них сильно усложнена, а расстояния между ориентирами, как правило, не указаны. По сути дела, штурман решает своеобразный ребус, в котором зашифрован порядок прохождения трассы. Здесь техника вождения, и тем более мощность и габариты машины играют последнюю роль, а основное зависит от сообразительности и наблюдательности экипажа. Поляки привили интерес к таким соревнованиям соседям из Бреста. Москвичи, побывав в Польше, также провели у себя несколько микроралли, а я заразил ими севастопольцев и гостей сакского курорта. Для азартного соревнования достаточно 8—10 машин и запутанной трассы в 10—15 километров. Не нужно привлекать ни судей со стороны, ни ГАИ. Надо лишь собраться и поручить самому толковому и честному разработать в одиночку и закодировать маршрут. В соревнованиях могут на равных участвовать машины любого класса и все группы инвалидов, а также здоровые автолюбители. Для интереса можно скинуться на призовой фонд. МАКИ готов помочь в инструкции и вышлет варианты легенд с пояснениями. Марафон на инвалидных колясках — испытание не для слабых. В августе 1989 года двое москвичей-инвалидов впервые были допущены для участия в Московском международном марафоне мира. Саша Силкин, не имевший тогда специальной гоночной коляски, преодолел 42 километра с лишним на испытанной комнатной ставровке, а Сергей Попов — на югославской рычажке. Всем показались недостижимыми результаты двух гостей-американцев Рафа Ибарры и Кэна Карнеса. Кто бы мог ожидать, что не пройдет и двух лет, и наши марафонцы тоже начнут выходить из двух часов. Первыми этого добились Сергей Окулов из Петербурга, Александр Сухан из Мукачева и Сергей Шилов из Пскова. Они гонялись в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, в Швейцарии и Японии. В Москве, по примеру специальных гонок на колясках, проводится уже несколько лет подряд майский Международный спортивный фестиваль Воробьевы горы с горной полумарафонской дистанцией. Число участников растет год от года. Развитие легкой атлетики и дорожных гонок сдерживалось отсутствием специальных колясок, которые за границей стоят 1,5—3 тысячи долларов. Первые коляски в качестве подарков наши марафонцы привозили именно оттуда, а в последние годы появились вполне сносные отечественные образцы. Юрий Корсаков в С.-Петербурге снабдил своими колясками многих заядлых гонщиков не только России, но и ближнего зарубежья. Вес его колясок соответствует мировым показателям (6-7 кг). Дорожные гонки требуют серьезной организации и хорошего асфальта, поэтому их проведение доступно только большим городам. Кроме Москвы, они проходят в Омске, Киеве и Минске. К числу очень интересных занятий относится спортивное ориентирование, в котором вместе с ходячими принимают участие и колясочники, так как правилами допускаются помощники-толкачи. Летом 1992 года мы проводили в сакском парке колясочные соревнования, комбинирующие правила ориентирования и микроралли, когда вместо компостеров в карте участника регистрировалось прохождение каких-то особо приметных пунктов (памятников, вывесок, деревьев необычной формы и пр.). Спортивное ориентирование развито в С.-Петербурге по инициативе шведских инструкторов. Там проводятся семинары по организации соревнований, подготовке карт и трасс. Адрес инвалидного клуба Ортспорт: 190068, Санкт-Петербург, канал Грибоедова, 109, тел. (082) 114-02-41. Туризм на колясках — прекрасное средство развития физической выносливости, приспособляемости к внешним условиям и уверенности в своих силах. Это способ побыть наедине с самим собой или поближе узнать друзей. Андрей Желудов давно лелеял мечту прогуляться по Русскому Северу. Экспериментируя, он менял одно изобретение за другим, пока не остановился на специальной коляске для бездорожья с обручным приводом. Летом 1991 года он в одиночку прошел руками за 40 дней около 800 километров архангельских и вологодских лесных дорог. Ночевал в спальном мешке на вольном воздухе. Пищу готовил на костре. Исходный вес, который ему пришлось толкать руками, равнялся 140 килограммам (70 кг собственных, 20 кг коляска и 50 кг амуниции и провианта). Две вещи уяснил Андрей в этом походе: во-первых, что силы человека безграничны, и даже когда кажется, что усталость отняла последние, можно заставить себя сделать еще очень многое; во-вторых, оказалось, что парализованный кишечник стал работать вполне нормально, чему способствовала, по-видимому, постоянная нагрузка на все мышцы живота. Дартс (от англ. бросок) представляет собой метание коротких металлических дротиков на расстояние 2 м 37 см — в круглую настенную мишень, разделенную на сектора и кольца. Впервые такие доски-мишени появились на стенах английских пивных, но постепенно развлечение переросло в спортивную дисциплину, по которой проводятся национальные и международные чемпионаты. В 1990 году в СССР возникла федерация дартса. Тогда же Московская федерация инвалидного спорта провела несколько встреч по дартсу среди колясочников, а восемь человек из них участвовали в специальном зачете Кубка страны. Дартс постоянно включается в программу фестиваля Воробьевы горы. Благодаря простоте сравнительно недорогого инвентаря и возможности индивидуальной тренировки в любом помещении дартс может стать отдушиной для самых малоподвижных групп инвалидов, у которых работает только одна рука или для которых выбраться из дома — целая проблема. Заочные соревнования по дартсу можно проводить даже среди лежачих (палата на палату) или по телефону, как это делают инвалиды-шахматисты. Правила игры очень просты и прилагаются к комплекту. Самая дешевая мишень делается из пенопласта, к ней надо приобрести хотя бы три дротика. В Москве это можно заказать по телефону (095) 939-82-47 и адресу: 121069, Большой Ржевский пер., 5, Центр нетрадиционного спорта при БВО Совинтер-спорт. На Урале комплекты дартса выпускались на предприятии УЭНПП в Екатеринбурге (620077, а/я 127, тел. 56-04-21). Времени у многих из вас хоть отбавляй, тренируйтесь на здоровье — и добьетесь выдающихся успехов. Нигде, как в силовом единоборстве, не реализуются здоровое честолюбие и спортивные амбиции человека. Для инвалида желание проявить сохранившиеся физические возможности естественны в еще большей степени, чем для здорового. Поэтому силовой спорт для лиц с телесными повреждениями служит одним из средств самоутверждения, и борьба на руках (армрестлинг) в этом отношении стоит вне конкуренции. Здесь сила рук выражается в самом непосредственном наглядном виде, а для тренировок не требуется ничего, кроме тугого резинового жгута на привязи и резинового кольца в ладони. Для соревнований надо сварить из уголков металлический стол по высоте, удобной для борьбы с колясок, со штырями-захватами, резиновыми подлокотниками и мягкими фиксаторами. Бытует неправильное представление, будто любой человек с поражением ног самой повседневностью, без всякой тренировки подготовлен к борьбе на руках. Эта ошибка чревата возможностью серьезного травматизма — растяжения сухожилий или даже перелома костей. Поэтому нужны постоянные усиленные тренировки, и уж ни в коем случае нельзя хвататься за руки наскоком, тем более по пьяному делу. Хотя для участия в турнирах для взрослых не должно быть возрастных ограничений, срок травмы или операции, конечно, необходимо учитывать и сдерживать порывы свежих спинальников. Лицам, перенесшим инсульт или черепно-мозговую травму, этот вид спорта вообще не подходит. Классификация спортсменов по весовым категориям для опорников теряет всякий смысл (потеря веса при ампутациях и атрофии, исключение веса протезов и коляски), поэтому еще для первых крупных соревнований в 1989 году нами была предложена методика оценки телесных габаритов по измерению объема грудной клетки на уровне сосков при полном выдохе (чтобы не было соблазна сделать неполный вдох с целью попасть в низшую категорию). Сейчас этот метод стал общепринятым. К особым правилам борьбы относятся следующие: 1. Используются коляски одинаковой высоты, включая высоту подушки. 2. Ноги не должны активно помогать во время схватки. 3. Корпус нельзя отрывать от сиденья. Остальные требования соответствуют международным правилам, которые несложно выяснить в местных спортивных организациях. Зимние виды спорта для инвалидов-колясочников в нашей заснеженной стране до недавнего времени были в полном загоне. За рубежом они развиваются в течение десятков лет. К ним относятся гонки на лыже-санях, скоростной спуск и слалом на моноски, а также гонки и хоккей на санях с коньками. Снегоходы и собачьи упряжки используются для прогулок. В декабре 1989 года группа наших инвалидов была приглашена на зимний спортивный праздник в Скалистые горы (штат Колорадо). Мы узнали, что, оказывается, и зимой можно не сидеть по домам, дожидаясь тепла, а использовать на всю катушку снежные просторы и склоны холмов. Вернувшись в Москву, мы по инициативе здоровых горнолыжников, не откладывая, провели первые в СССР соревнования по горным лыжам и лыжным гонкам. В этот январский день стоял двадцатиградусный мороз, из-за которого чуть было не отменили этап Кубка мира по лыжным гонкам, но нам, инвалидам, деваться было некуда — слишком многого стоила подготовка, да и перед гостями из Сибири не хотелось прослыть мерзляками. День 22 января 1990 года должен войти в историю российского инвалидного спорта, так как тогда трое москвичей впервые скатились на подаренных в Америке аппаратах с Крылатских холмов. Моноски — это люлька, установленная на горной лыжине на высоте коляски. Лыжник прочно закрепляется ремнями и управляет наклонами тела и канадскими палочками с короткими лыжами на концах. Моноски изобрели австрийцы в 1983 году, и через два года этот аппарат перешагнул Атлантику. Должен сказать, что спуск на моноски — одно из самых сильных ощущений, которые я испытывал в своей новой жизни. К сожалению, этот спорт вряд ли станет у нас распространенным в обозримом будущем не только из-за дороговизны, но и по причине отсутствия приемлемых для колясочников горнолыжных курортов. Гораздо проще обстоят дела с лыже-санным спортом, то есть с равнинными, или беговыми лыжами. Первые лыже-сани подарил мне выдающийся немецкий спортсмен Адольф Штубер, и зиму 1991 года я, можно сказать, не слезал с них, настолько понравилось это занятие. Представьте себе мягкий безветренный зимний день, легкий морозец или тихий снегопад. Если вы живете неподалеку от парка, леса или поля с укатанной дорогой, то прямо у крыльца можете сесть в алюминиевые нарты, скрепленные с парой обычных лыж, оттолкнуться укороченными (детскими) палками и ощутить радость движения. Весной того же года мы уже пытались соперничать с немцами и норвежцами на международных соревнованиях на Камчатке, а потом создали Российский клуб сидячих лыжников, который за год вырос до 60 человек, охватил всю Россию от Пскова до Братска и не стал закрывать двери для белорусов, литовцев и украинцев. Клуб проводит тренировочные сборы, пропагандирует лыже-санный спорт по телевидению и в прессе, участвовал в четырех соревнованиях в Москве, С.-Петербурге и Екатеринбурге. Наши лидеры стали показывать результаты, за которые уже не стыдно,— 5 километров прошел за 18 минут Юрий Ильин из Чебоксар, участник зимних Параолимпийских игр в Норвегии в 1994 году. Сделать сани несложно: найдите газету Русский инвалид № 2(8) за февраль 1993 года с моей статьей Не в свои сани не садись. В ней даны чертежи саней, инструкции по их сборке и первой тренировке. Если что неясно — пишите.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создан: 02/28/2001. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна. |