представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на
 
 
Меню
Раздел Библиотека
Реклама
         
 Главная
 Библиотека
 Видеоматериалы
 Законодательство
 Мед. реабилитация
 Проф. реабилитация
 Соц. реабилитация
 Дети-инвалиды
 Советы по уходу
 Образование
 Трудоустройство
 Физкультура
 Инваспорт
 Автотранспорт
 Инватехника
 Творчество
 Знакомства
 Секс
 Персональные сайты
 Сайты организаций
 Консультации
 
Поиск по сайту
 

Программы
 
Программы для работы с сайтом: Download Master, WinRar, STDU Viewer и форматы книг. Подробнее...
 
Объявления
 
 
Помощь сайту
 
WebMoney-кошелёк R102054310579
  Яndex-кошелёк 41001248705898
 
Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. - информация для инвалида-колясочника.
 
Ваш баннер
 
Рейтинг@Mail.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана
Rambler's Top100
 
 

Приложение 3. Школа-мастерская как форма эффективной социали­зации подростков и молодых людей с серьезными нарушениями раз­вития в Центре лечебной педагогики, г. Москва

В 1995 году в странах Европейского Союза (ЕС) принято определение «качество жизни». «Качество жизни» - это система ряда факторов, к кото­рым относятся: здоровье, работа, творчество, отношения с близкими людьми, безопасность, непосредственная включенность в некоторое обще­ство, эмоциональное здоровье.
В России до сих пор качество жизни ребят с психическими наруше­ниями и семей, в которых они растут, чрезвычайно низкое. Большинство ребят вообще не учится, а те, кто числятся в школе, обычно находятся на индивидуальном обучении и не имеют возможности заниматься в классе. Их жизнь ограничена семьей. Иногда им удается посещать какие-либо места, где они могут провести досуг, чаще всего вместе с родителями. По­лучается, что для подростков с серьезными нарушениями развития не су­ществует такого социума, где они могли бы реализовать себя как взрослые люди.
На базе Центра лечебной педагогики в 1998 году была создана школа-мастерская, в которой постоянно занимаются 17 подростков и молодых людей от 14 до 24 лет (в дальнейшем мы будем называть их «ученики»). До этого они уже получали индивидуальную и групповую помощь в Цен­тре. Но в отличие от большинства выпускников Центра возможности учиться в школе у них не было: не нашлось школы, которая взяла бы на себя заботу об обучении таких сложных детей.
Все ученики, занимающиеся в школе-мастерской, имеют серьезные заболевания или нарушения развития (шизофрения, аутизм и другие нару­шения умственного и психического развития), трудности общения, про­блемы поведения. Как правило, у них эхолаличная речь, снижение волевой активности, отсутствует самостоятельная продуктивная деятельность. Они нуждаются в постоянном побуждении их к активности, предоставлении ограниченной по времени и облегченной по сложности нагрузке, индиви­дуальной для каждого.
Жизнь этих ребят была ограничена только семьей. Они не имели сво­его сообщества и опыта социальной жизни, не могли поэтому приобрести социальных навыков. Дополнительным фактором, сдерживающим их на пути к независимой жизни, является неизбежная в такой ситуации опе­кающая позиция родителей. Кроме того, семья не может помочь ребятам реализовать уже полученные ими навыки, обеспечить реальную интегра­цию в жизнь.
Основная цель школы-мастерской - улучшение качества жизни уче­ников и их семей. Понятие «качество жизни» еще не очень привычно в нашей стране, но мы будем им пользоваться, потому что оно хорошо под­ходит для описания нашей деятельности.
Мы будем основываться на опыте работы Центра лечебной педагоги­ки с подростками и молодыми людьми, которые занимаются в школе-мастерской более шести лет.
Для того, чтобы молодой человек со сложными нарушениями смог адаптироваться для жизни в обществе, он должен понять и принять ценно­сти, нормы и стиль поведения, в этом обществе существующие. Это воз­можно только при достаточном уровне знаний об этом обществе и сфор­мированности умений достойной жизни в нем. Следовательно, работа должна начинаться и быть направлена в дальнейшем на расширение зна­ний о разных аспектах жизни и формирование жизненно важных умений и навыков.
Программа школы-мастерской
1. Обучение основам дисциплин с параллельным применением полу­ченных знаний в обычной жизни: чтение, письмо, основы счета, основы анатомии, знакомство с окружающим миром. В состав обучения входит часть, обязательная для всех, и часть, индивидуальная длякаждого.
2. Обучение навыкам пользования телефоном, навыкам самостоя­тельного ведения записной книжки, навыкам обращения с деньгами.
3. Формирование навыков самостоятельного поведения в обществен­ных местах: умение адекватно среагировать и ответить на вопрос, умение при необходимости обратиться за помощью, правильно среагировать на опасность, защитить себя. Умение вести себя в школе, на улице, в театре, в кафе, в транспорте.
4. Формирование социально-бытовых навыков самообслуживания: уборка помещения, стирка, глажка, покупки в магазине, приготовление пищи, мытье посуды, мелкий ремонт.
5. Обучение основам малой полиграфии, подготовка к призводствен-ной деятельности. Мы выбрали полиграфию, так как она имеет ряд пре­имуществ:

  • все станки очень просты и удобны в работе; операции можно осваивать постепенно, начиная с простых и затем переходя к более сложным;
  • разнообразие операций позволяет подобрать работу для каждого учени­ка в соответствии с его возможностями;
  • работа на полиграфическом оборудовании дает возможность быстро увидеть результат своего труда, что особенно важно для наших учеников;
  • некоторые из учеников смогут освоить изготовление полиграфических изделий от начала до конца, другие - только отдельные операции; но и то и другое можно использовать в производстве.

Развитие личности учеников
Стремясь улучшить качество жизни учеников и их семей, школа-мастерская основное внимание уделяет таким направлениям развития лич­ности, как:
1. Умение управлять своими эмоциями. Понимание своих чувств и способность адекватно их выражать. Понимание состояния других людей и учет его в своем поведении.
2. Выстраивание отношений с каждым членом своей семьи: родите­лями, братьями , сестрами, бабушками, дедушками.
3. Включение в социум. Способность к сосуществованию и взаимо­действию со сверстниками и взрослыми людьми в разных ситуациях.
4. Обеспечение безопасности. Знание и выполнение норм поведения и правил безопасности дома, в школе-мастерской. В транспорте, в общест­венных местах, в экстремальных ситуациях.
5. Возможность работы и творчества. Отношение к труду, понимание его значимости, готовность к обслуживающему труду в быту, участие в производстве.
Деятельность
В школе-мастерской ученики овладевают профессиональными навы­ками, необходимыми для работы в малом полиграфическом производстве: изготовлении блокнотов, брошюр, буклетов, тетрадей; осваивают ламина­тор, ксерокс.
В настоящее время в школе работают две группы: учебная и рабочая. Когда ученик осваивает ряд необходимых навыков и становится более са­мостоятельным, он переходит из учебной группы в рабочую.
Деятельность подбирается исходя из особенностей ученика. Занятия состоят из нескольких видов деятельности. При этом не важно, что не уме­ет делать ученик, важно, что он умеет.
Создание адекватной среды
В школе с одной стороны организована адекватная среда, позволив­шая ученикам развиваться и проявлять активность во всех областях: рабо­та, обучение, приготовление еды, проведение досуга и пр. С другой сторо­ны создана модель небольшой социальной структуры, успешно решающей важные социальные и терапевтические задачи: сложился коллектив учени­ков и специалистов, отработаны формы деятельности.
Ученики научились общаться друг с другом и со взрослыми не только в школе-мастерской, но и вне ее. Это изменило их состояние и оказало за­метное положительное влияние на их отношения с родителями.
Практическая часть. Работа с родителями
Самым близким социумом ученика является семья. Чаще всего семьи, имеющие детей со сложными нарушениями в развитии, неадекватно оце­нивают возможности своих детей (завышают или занижают), а отсюда -завышаемый или занижаемый уровень ожидаемой от ученика успешности.
План работы с родителями должен, в первую очередь, быть ориенти­рован на адекватное отношение родителей к возможностям и самостоя­тельности взрослого ученика. Только в этом случае возможны совместные действия специалистов и родителей по улучшению качества жизни учени­ков.
Работу с родителями целесообразно планировать по направлениям:

  • просвещение родителей специалистами в области психолого-педагогических особенностей учеников (лекции, семинары, круглые столы и др.)
  • обучение общению и взаимодействию родителей и учеников в конкретных заданиях, на конкретных примерах. Обсуждение видеоматериала, совместная работа учеников и родителей в те­чение дня в школе-мастерской с последующим обсуждением. Совместные выезды за город, на экскурсии, совместные празд­ники, вечера и др.
  • поддержка (эмоционально-психологическая) родителей в инди­видуальных беседах и в группах общения родителей, где они могут обменяться опытом семейного воспитания. Родители принимают участие в составлении и последующем выполнении индивидуального плана-программы.

Составление индивидуального плана-программы
Развитие каждого ученика происходит по-разному. У каждого - свои особенности, своя отправная точка. Для составления индивидуального плана-программы нужно сначала собрать всю информацию об ученике: от родителей, от самого ученика, от различных специалистов: врачей, психо­логов, логопедов и пр. На основании полученной информации определя­ются основные направления работы с каждым учеником и составляется индивидуальный план-программа на год и на ближайшие 2-3 месяца.
Расписание
Когда написана индивидуальная программа, составляется расписание дня в школе-мастерской. Расписание составляется для специалистов (кто и в какие часы с кем занимается) и для учеников (чем и в каком порядке за­нимается ученик). Для учеников вначале расписание составляется в виде картинок. В зависимости от возможностей ученика в расписание включа­ется от 1(2) до 4(5) занятий. Каждое занятие длится сначала 20 минут, в последующем времени - 40-45 минут, за занятием следует перерыв 5-10 минут. Начало и конец занятий для всех учеников одинаков (звонок, музы­ка и пр.) Если кто-то из учеников сначала не может выдержать отведенное для занятий время, педагог, занимающийся с ним, может переключить его на другой вид деятельности или отдых, но не нарушая при этом ритм заня­тий других учеников. Постепенно ученики понимают и привыкают к тому, что перерыв еще не наступил, что надо выполнить задание до конца, что нельзя во время занятий и работы мешать другим.

Так выглядит расписание занятий для учеников
Так выглядит расписание занятий для учеников

Карточки вешаются на крючки (гвоздики) или вкладываются в про­зрачные кармашки.
Закончив занятие, ученик переворачивает карточку. Сначала с помо­щью педагога, затем самостоятельно. Необходимо в этот момент оценить работу ученика («Ты хорошо занимался, молодец!», «Ты сегодня не все успел, но у тебя обязательно получится» и т.п.)
Занятия в учебной группе
Основные задачи учебной группы:

  • дать ученикам бытовые и социальные навыки, которые они бу­дут использовать в повседневной жизни;
  • научить каждого пользоваться расписанием, выполнять опреде­ленную работу. Это может быть как достаточно сложная работа на станках, так и выполнение простых операций: надевание листов на стержень, раскладывание шурупов, пружинок по ко­робкам. Важно, чтобы ученик понимал, что это его работа, и мог выполнять ее в течение какого-то времени;
  • в группе ученики приобретают опыт общения с друг другом и со взрослыми, учатся организовывать свободное время.

Жизнь в учебной группе
Жизнь построена таким образом, что ученики участвуют во всех бы­товых делах: составляют меню, помогают в приготовлении еды, ходят в магазин, моют пол, чистят ковер с помощью пылесоса, стирают, гладят и пр.
Кроме того, они работают на полиграфических станках. Сначала вы­полняют вспомогательные операции (классифицируют листы бумаги, пру­жинки по разным признакам, учатся пользоваться степплером, дыроко­лом), привыкая к материалам, с которыми им придется работать. Потом начинается работа на станке. Обучение происходит постепенно. Сначала ученики, помогая специалистам, учатся правильно обращаться со станком, готовить его к работе и убирать после работы, выполнять однообразные операции, соблюдая технику безопасности (несмотря на то, что мы работа­ем на безопасном оборудовании). Постепенно работа усложняется в соот­ветствии с возможностями каждого ученика, и увеличивается ее продол­жительность.
В учебной группе для всех обязательны уроки или учебные занятия. Ихпланирует и проводит дефектолог. Материал для занятий выбирается специально, исходя из того, с чем нашим ученикам приходится сталки­ваться в быту и при работе на станках, а также из того, что нужно для са­мостоятельной жизни. Например, на уроке ученикам показывают деньги. Они запоминают достоинства монет и купюр, учатся доставать их из ко­шелька и убирать в кошелек, выкладывают ряд от маленькой монетки до самой большой. Педагог разговаривает с учениками о том, что можно ку­пить на 5, 10 и т.д. рублей. А потом ученики идут в магазин, и им прихо­дится использовать полученные знания и умения в реальной ситуации.
На уроке ребята учатся набирать телефонный номер, определять вре­мя по часам, пользоваться календарем, схемой метро и пр.
Материалом для занятий чтением служат имена сверстников, назва­ния блюд меню, дней недели, станков и бытовых приборов, названия мага­зинов и продуктов в магазинах.
Кроме хозяйственных, рабочих и учебных занятий, в группе прово­дятся спортивные занятия и творческие: музыка, танцы, рисование. Перво­начально таких занятий было много, они занимали больше времени. Они помогали ученикам адаптироваться к новой для них ситуации. Постепенно часть занятий была заменена на более соответствующие возрасту, более сложные по уровню. Так, вместо музыки, рисования и танцев, мы готовили небольшие спектакли, в которых участвовали ученики и педагоги, снимали фильмы, в которых ребята рисовали декорации, помогали делать костюмы, исполняли роли и пр.
Формы и особенности работы
Многообразие видов деятельности позволяет выбрать для каждого ученика работу по силам и возможностям. Мы пробовали по-разному ор­ганизовывать занятия и постепенно пришли к выводу, что для каждого ученика нужно выбрать два-три вида деятельности и заниматься ими дос­таточно долгое время. Например, ученик в течение трех месяцев учится работать только на одном из станков, ходит в магазин и посещает учебные занятия в классе. По истечении трех месяцев все специалисты собираются и решают. Что в его программе нужно изменить, а что оставить. Возмож­но, следующие три месяца он будет заниматься совсем другими делами, а после этого можно будет вернуться к прежней работе. Тогда становится понятно. Что он забыл, а чему действительно научился.
Каждые три месяца педагоги записывают результаты освоения про­граммы. Кроме того, для каждого ученика заведен лист под названием «успехи и неудачи», где педагог может сделать запись об особенном дос­тижении ученика илти, наоборот, о чем-то неудачном. Таких записей мо­жет быть 3-4 за год, а может быть и гораздо больше, если есть необходи­мость что-либо подробно зафиксировать. Такой же лист успехов и неудач ведут дома родители. В конце года, после подведения итогов (совместно с родителями) этот лист вкладывают в папку ученика. Лист успехов и не­удач позволяет увидеть динамику развития и особенности каждого учени­ка.
Отношения с ближайшим социальным окружением
Школа-мастерская находится в квартире большого жилого домка. Сначала у нас были проблемы с соседями: жильцы бывали недовольны, что ученики гуляют во дворе, где играют их дети, что они нажимают на кнопку лифта без надобности, а иногда (в порядке поощрения) ездят в лифте вместе с педагогом. Постепенно в доме к нам привыкли. Мы пыта­лись объяснить жильцам, что это за ребята, чем мы занимаемся, приглаша­ли детей дома в гости, разрешали поработать на станках, показывали и да­рили изделия учеников. Дети во дворе стали спокойно относиться к нашим ученикам, уступали качели, катались с ними на самокатах и велосипеде. Нас знают продавцы в соседних магазинах, многие доброжелательно отно­сятся к нашим походам за покупками, терпеливо ждут, пока ученик доста­нет деньги и скажет, что ему нужно купить.
Собрание
В конце дня в группе обязательно подводится итог - собрание за круглым столом.
Сначала все по очереди рассказывают о том, что делали сегодня. Это важно для развития речевой активности, для умения общаться и слушать друг друга. Дальше происходит беседа о семье, о животных, о предстоя­щей экскурсии или поездке и т.д. Тема беседы выбирается дефектологом, который ведет уроки и собрания.
На собрании ребята также учатся задавать друг другу вопросы и отве­чать на них.
Заканчивается собрание совместной настольной игрой или чтением художественной литературы.
Включение в социум
Сначала мы всей группой ходили гулять на стадион, затем стали ез­дить на экскурсии в город (зоопарк, музей). Осваивали правила поведения в метро и общественных местах, ходили в кафе. Кафе выбрали заранее и рассказали обслуживающему персоналу о наших ребятах. Выбрали время, когда в кафе бывает мало народа. Родители каждому ученику дома дали деньги. И в кафе каждый сам выбирал, что он хочет купить, и сам распла­чивался. Это один из способов закрепления навыков счета и обращения с деньгами, полученных на уроке.
С каждым годом экскурсии усложнялись. Сначала мы ездили на ма­шине Центра за город на целый день. Потом - на электричке в разные мес­та Подмосковья. Через 5 лет ученики смогли поехать в лагерь Центра на неделю (впервые так надолго без родителей). Затем осуществили поездки (по приглашению) во Владимир, Минск, Псков, где жили и общались с другими ребятами и их педагогами. Летом 2004 года ездили в палаточный лагерь ЦЛП на 14 дней. Эти поездки очень много дали нашим ребятам. Они ощутили себя взрослыми, поняли, что могут многое сами, учились жить в новой для них ситуации. В поездке чуствовали ответственность друг за друга, помогали, утешали, если кто-то грустил о доме.
Рабочая группа - новая ступень на пути к взрослению и самостоятельно­сти
После четырех лет обучения в школе-мастерской образовалась группа учеников (сначала 4 человека), которые самостоятельно могли выполнять бытовую работу и работу на станках, могли читать, самостоятельно ездить в школу. Тогда мы создали новую группу - рабочую.
Первые два месяца ушли на освоение нового, более сложного поли­графического оборудования, а также на адаптацию и ознакомление с но­вым режимом и ритмом работы.
У учеников рабочей группы стало гораздо больше самостоятельности, а помощи и участия педагогов в их деятельности гораздо меньше (количе­ство педагогов в рабочей группе сократилось вдвое).
Если у ученика в рабочей группе что-либо не получается, он должен уметь обратиться за помощью. Этому ребята учились дольше всего.
У каждого ученика в рабочей группе имеется рабочая книжка, в кото­рую записывали количество выполненной работы.
Практическое применение навыков, полученных в учебной группе
Одним из примеров применения приобретенных навыков является дежурство. Дежурный назначается заранее, ему выдаются деньги, на кото­рые он должен заранее купить необходимые ко дню занятий продукты. (Помогают родители.) Прийдя на работу, он должен записать расходы в специальную тетрадь с названием «покупки». Дежурный приходит за час до начала работы. Он должен выполнить ряд обязанностей. Они вывешены на листе «обязанности дежурного». Порядок выполнения работы в течение дня дежурный сам сверяет с тем, что написано на листе (заварить чай, приготовить обед, отвечать на телефонные звонки, убрать помещение, вы­нести мусор).
Обед дежурный должен приготовить, уложившись в час времени: са­лат и горячее блюдо (макароны, каша), указанное в меню. Если в учебной группе ученики помогали педагогу в приготовлении обеда, то в рабочей группе они делают это самостоятельно. Педагог в это время находится ря­дом и занимается другой работой, незаметно наблюдая за работой дежур­ного, чтобы в случае необходимости подсказать или помочь, чтобы самому дежурному было легче обратиться за помощью.
В течение дня дежурный отвечает на все телефонные звонки. В про­цессе этого идет обучение, как правильно ответить, как подозвать нужного человека к телефону. Для многих учеников это оказалось очень трудно.
Расписание
Расписание в рабочей группе уже не в картинках, оно написано на од­ном общем листе. Каждый ученик должен найти свое имя в списке и про­читать свои задания на день. Задания пишутся не фразой, а одним словом. Эти слова ребята научились читать на занятиях в учебной группе (см. рис.)
Иногда ученику предлагается 2-3 задания на выбор, чтобы он нау­чился выбирать.

 

ЧЕТВЕРГ, 25

Ира

БРОШЮРОВЩИК ОТКРЫТКИ

Ди­ма

ЛАМИНАТОР БРОШЮРОВЩИК

Юра

СТЕПЛЕР ФАЛЬЦОВКА
и т.д.

Работа на продажу и зарплата
Школа-мастерская выполняет заказы, а также реализует свою про­дукцию на ярмарках, проходящих в Центре лечебной педагогики дважды в году. В отличие от учебной группы, ученик рабочей группы должен сде­лать в течение дня определенное количество работы. После продажи на ярмарке и реализации заказов каждому ученику выдается зарплата. Чтобы ученики понимали, как соотносятся доходы и расходы мастерской, мы вместе обсуждаем, какие материалы для работы надо купить, чтобы вы­полнить тот или иной конкретный заказ. Кроме тою. мы часто говорим о качестве изделия и его взаимосвязи с ценой.
Все доходы и расходы записываются в специальную тетрадь. Среди учеников появился казначей, который с помощью педагога делает запись, подсчитывает на калькуляторе доход, расход, остаток, вадает зарплату и необходимую сумму денег тому ученику, который пойдет за мелкими по­купками (карандашами, клеем и пр.)
Мы стремимся к тому, чтобы затраченный труд и полученные деньги соединились в понимании ребят. Пока это понятно не всем ученикам, но если постоянно работать в этом направлении, постепенно поймут все. Во всяком случае, почти все уже понимают, что если работу выполнить плохо, то ее никто не захочет купить.
На ярмарке каждый ученик продает свои работы. С каждым разом ре­бята чувствуют себя на ярмарке более уверенно, не теряются от большого количества народа, отвечают на вопросы покупателей, лучше обращаются с деньгами. При минимальной помощи педагогов правильно дают сдачу. У них появилось чувство ответственности за сделанную работу и понимание, что их труд востребован. То же самое происходит с заказами. Раньше уча­стие в заказе было формальным, теперь каждый заинтересован в участии в заказе. Все это приводит к серьезным личностным изменениям даже у ре­бят с глубокими психическими нарушениями.
Собрание в рабочей группе
Подведение итогов в конце дня отличается от собрания в учебной группе. Мы ставим перед учениками более сложные задачи в плане разви­тия речи, общения и анализа своей деятельности.
В рабочей группе каждый ученик должен ответить на вопрос: «что тебе понравилось сегодня, а что тебя огорчило?». Каждый должен расска­зать, что он успел сделать за день. Сначала ребятам было трудно отвечать на первый вопрос. Тогда на вопрос начинали отвечать педагоги, а вслед за ними - ученики. Некоторые отвечали односложно, но постепенно все нау­чились и с удовольствием отвечают самостоятельно. Ответы на эти вопро­сы помогают ребятам наблюдать и оценивать действия сверстников, при­шло понимание нового слова «огорчать», которое все чаще стало появ­ляться в их речи.
Кроме того, ребята стали внимательнее друг к другу. Сначала они стали оказывать помощь, чтобы услышать затем похвалу на собрании. Но очень быстро это желание вошло в привычку.
В работе мы стимулируем любую возможность со стороны ребят про­являть инициативу и творчество. На собрании мы обязательно поощряем и отмечаем даже самые незначительные проявления инициативы и само­стоятельности.
На что важно обратить внимание в работе с нашими учениками
1. Важно постоянно учить ребят обращаться за помощью, если что-то не получается. Педагог не должен сразу спешить оказать помощь, а дол­жен дать ученику возможность попросить, должен простимулировать его к этому вопросом или просто должен находиться рядом. Для наших ребят обратиться за помощью - очень трудное дело, но и очень важное в буду­щем для более уверенной и независимой жизни. Начинать обучение можно с того, чтобы говорить за них: «помоги мне...» (постепенно увеличивая количество слов- «помоги отнести», «помоги отнести таз в ванную»), что­бы затем ученик повторил свою просьбу вслед за вами и тогда вы ее вы­полните. В настоящее время многие из наших учеников могут обратиться к нам и друг к другу, а также к незнакомым людям, с вопросом или за по­мощью. Но некоторых по-прежнему приходится стимулировать к этому.
2. Важно давать ученикам возможность ошибаться, чтобы они могли лучше понять, почему требуют так, а не по-другому. Надо учить их нахо­дить ошибку и исправлять ее. Понимание, хотя и медленно, но приходит, и ученик становится увереннее.
3. Важно не торопить учащегося осваивать какое-то новое дело. У каждого ученика «свое время освоения и понимания», отличное от других и от нашего времени. Обучение происходит по шагам, от показа, затем -выполнения с помощью педагога переходим к самостоятельному выполне­нию, постепенно уменьшая помощь и увеличивая самостоятельную часть. Постоянно отмечаем успехи ученика и возможности продвижения. Работа бытовом плане обязательно продолжается родителями дома.
4. Важно помочь ученику найти в работе то, что его привлекает, что ему интересно. Только тогда он сможет проявлять инициативу и творчест­во, становиться в этом самостоятельным.
Результаты
Мы поняли, что результатов нужно ждать очень долго. Первые два года у нас было ощущение, что ничего не получается, что все положитель­ные изменения очень незначительны и не могут быть использованы для профессиональной подготовки. И только на третий год произошли качест­венные изменения.
Многие из наших учеников начали справляться с тем, что казалось недоступным. Они могут в течение долгого времени целенаправленно вы­полнять операции, используемые в производстве полиграфическгой про­дукции (надевать блокнот на пружинку, ровно обрезать края блока бумаги и отдельных листов).
Очень важно построить производственный процесс так, чтобы в вы­пуске продукции использовались умения каждого, и каждый видел, что его работа реальна и востребована.
Ученики стали более самостоятельными и ответственными, стали внимательнее относиться друг к другу и к своим обязанностям. Они стали проявлять инициативу и творчество, каждый выбрал себе дело, за которое хочет отвечать.
Ребята без родителей совершали вместе с педагогами длительные групповые поездки (Псков, Новгород, Минск, Валдай), где оказывались в новом для них социуме, и успешно справлялись с ситуацией.
В мастерской создался коллектив сверстников и педагогов, со своими правилами и традициями, в котором каждый чувствует себя нужным.
Каждый ученик выбрал для себя вид деятельности, который ему нра­вится больше других, в нем он чувствует себя уверенно и проявляется творчески.
Пока еще все из учеников нуждаются в помощи педагогов (кто-то в стимуляции, кто-то в поощрении, кто-то в контроле), но этой помощи ста­новится все меньше и меньше.
За время работы школы изменились и родители наших учеников.
Когда родители узнали, что значительную часть времени их дети бу­дут не «учиться», а мыть пол, стирать, готовить, все были испуганы. По­степенно родители согласились с тем, что детей обязательно нужно учить бытовым навыкам. Многие стали использовать их помощь дома, оставлять детей на некоторое время одних, стали звонить ребенку домой. Чтобы он снял трубку и ответил на вопросы.
Очень важно, что родители стали замечать те небольшие изменения в сторону взросления, которые произошли с их детьми, и радоваться этим изменениям. А к успехам в работе на станках и проявлениям творчества и самостоятельности в этой работе родители относятся с особым восхище­нием, так как им самим эта деятельность не знакома.
Школа-мастерская является промежуточным звеном на пути профес­сиональной подготовки и социализации ребят с тяжелыми психическими нарушениями. Мы пытаемся подготовить ребят к профессиональной дея­тельности и более независимой жизни в обществе.
Мы понимаем социализацию гораздо шире, чем просто профессио­нальную подготовку. Поэтому мы много времени уделяем также развитию навыков самообслуживания, умения вступать и поддерживать контакт, умения вести себя в нестандартных ситуациях, общаться между собой.
Ребята, с которыми мы работаем, никогда не смогут полностью впи­саться в социум. Они всегда будут нуждаться в среде, сформированной под них. Мы пытаемся создать такую среду, максимально приближая и изме­няя ее в соответствии с требованиями взрослой жизни и профессиональной деятельности.
При одной профессиональной деятельности такие ребята останутся всегда разрозненными, а они нуждаются в среде для своего развития. Ра­бота в мастерской делает ребят счастливыми. Они понимают, что они нужны, что работа их востребована. Раньше все окружающие «отдавали» им, теперь они «отдают» окружающим. Это очень важный этап взросле­ния.

 



Популярные материалы Популярные материалы





Облако тегов Облако тегов

 
 
Советую прочитать
 
 
Следите за нами
 
В Контакте Facebook Twitter Livejournal YouTube
 
Случайный анекдот
 
 
Другие проекты сайта
 
 
 
 
 
Создан: 02/28/2001.
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.