представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на
 
 
Меню
Раздел Библиотека
Реклама
         
 Главная
 Библиотека
 Видеоматериалы
 Законодательство
 Мед. реабилитация
 Проф. реабилитация
 Соц. реабилитация
 Дети-инвалиды
 Советы по уходу
 Образование
 Трудоустройство
 Физкультура
 Инваспорт
 Автотранспорт
 Инватехника
 Творчество
 Знакомства
 Секс
 Персональные сайты
 Сайты организаций
 Консультации
 
Поиск по сайту
 

Программы
 
Программы для работы с сайтом: Download Master, WinRar, STDU Viewer и форматы книг. Подробнее...
 
Объявления
 
 
Помощь сайту
 
WebMoney-кошелёк R102054310579
  Яndex-кошелёк 41001248705898
 
Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. - информация для инвалида-колясочника.
 
Ваш баннер
 
Рейтинг@Mail.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана
Rambler's Top100
 
 

Рекомендации по подготовке к семейной жизни детей с нарушениями пси­хики и интеллекта

Успешное развитие ребенка невозможно без наличия широких соци­альных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети с от­клонениями в умственном развитии так же, как и обычные дети, стремятся к разнообразному общению со сверстниками. Однако часто круг межлич­ностного общения нетипичных детей является ограниченным. Причинами этого, с нашей точки зрения, прежде всего выступает малое число контак­тов таких детей с обычными сверстниками. Родители часто стараются ог­радить круг общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с обыч­ными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык.
Отрицательной стороной такого подхода выступает «оранжерейное» воспитание ребенка, который растет в щадящих условиях. В будущем это может стать причиной развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает каким образом можно познакомиться, установить контакт, построить дружеские отношения.
Родители должны в полной мере пользоваться ситуацией, когда они могут находиться рядом с ребенком для формирования у него навыков об­щения. Общение предполагает как активные формы взаимодействия (орга­низация совместной деятельности), так и пассивные (например, слушание). Процесс общения будет наиболее продуктивным, если ребенок научится и тому и другому. Его первыми учителя могут стать родители, которые по­кажут как, например, можно организовать интересную совместную игру или как слушать человека, чтобы ему было приятно с Вами общаться. Наиболее распространенные варианты продуктивного взаимодействия с другими людьми представлены в различной литературе, которую без труда могут найти родители .

Жизнь ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи или в специализированных учреждениях. Он должен так же, как и все дети, хо­дить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере возможности в них участвовать.
Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со свер­стниками (например, подвести к ребятам, катающимся на горке), но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть вести беседу. Хорошо, если родители смогут познакомить ребенка практи­чески со всеми детьми там, где он обычно гуляет. При этом его нужно стимулировать к самостоятельному знакомству, к организации простых совместных игр с детьми (например, катание машинок или «выпечка» пи­рожков из песка). Широкий круг знакомства не только позволит ребенку чувствовать себя более уверенно, но и позволит найти друзей по интере­сам, увлечениям. С целью укрепления взаимоотношений детей, формиро­вания между ними теплых, дружеских связей важно постоянно создавать ситуации совместных переживаний, чтобы дети вместе радовались успе­хам или переживали неудачи. Этому способствует совместный просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, совместные похо­ды в музей, на выставку, в лес.
Важным моментом является то, что родители должны подавать при­мер продуктивного общения. Желательно, чтобы мамы и папы познакоми­лись с родителями детей. Общение родителей не только выступит образ­цом коммуникации для ребенка, но и, возможно, позволит решить разные семейные проблемы, так как они часто схожи у многих семей. Известны случаи, когда вынужденное общение родителей на детских площадках пе­рерастало в дружбу семьями. Большой круг общения семьи как нельзя лучше способствует развитию и социализации маленького человека.
Учитывая, что детям с нарушениями психики и интеллекта, аутичным детям иногда сложно поддерживать длительные отношения со сверстни­ками, родители должны придти им на помощь. Прежде всего, это может проявляться в организации встреч детей в домашних условиях, либо вне дома (совместные прогулки). На первых порах родители могут не только просто следить за детьми, но и предлагать им различные виды игр, беседо­вать об окружающем мире, стимулировать любознательность детей, зада­вая им различные вопросы. Такие встречи в этом случае будут способство­вать не только хорошему проведению времени, но и развитию детей. Нуж­но постараться, чтобы дом ребенка был интересен для его сверстников, что потребует проявления творчества со стороны родителей.
Первый раз можно пригласить детей на какой-нибудь праздник ре­бенка (например, именины или день рождения). Дети будут благодарны взрослым, если те проявят творчество при подготовке и проведении празд­ника, если постараются сделать праздник для детей, а не для себя. Инте­ресны игры в поиски клада (подарка), когда по заранее заготовленной кар­те (схематичное изображение дома, квартиры), дети, отгадывая загадки, ребусы могут самостоятельно найти клад. Прекрасно украсят комнату раз­ных размеров и цвета воздушные шары, стенгазета, где представлен на фо­тографиях именинник с момента рождения до празднуемой даты. Нужно помнить, что дети любят двигаться, играть и им тяжело сидеть несколько часов за столом. Поэтому лучшим продолжением праздничного чаепития будут подвижные игры (прятки, сбивание кеглей, строительство самой вы­сокой башни). Замечательно если имеется возможность поиграть с детьми во дворе («догонялки», веселые эстафеты).
Также привлекательны для многих детей традиции, которые сущест­вуют в семье. В основе традиций, обычаев лежит всегда какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В одних семьях, например, традиция празд­нования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для име­нинника, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлия­ниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднова­ния» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких лю­дей .
Во многих семьях до настоящего времени сохранилась традиция об­щесемейных трапез, которые восполняют недостаток живого общения ме­жду членами семьи в повседневной жизни. Всем детям без исключения нравятся традиции - торт по воскресеньям или чаепитие со сладкими пи­рожками в субботу. Также можно сделать традицией чтение сказок по ве­черам в выходные дни или рассказывание интересных историй, семейное рукоделие, составление генеалогического древа, создание домашнего теат­ра, коллекционирование цветов, листьев в гербариях, камней, марок. Будет здорово, если мамы и папы «откроют» в домашних условиях кружок «Умелые ручки» или «Лучший пекарь» (название кружков и виды дея­тельности в них зависят только от фантазии родителей). В этих кружках дети могут учиться делать поделки из бумаги, складывать пазлы, выши­вать или под руководством мамы печь печенья. Главное, чтобы организо­вывалась совместная деятельность ребенка с детьми, со взрослыми.
Конечно, всё это требует от родителей уймы сил, времени, но это ме­лочи по сравнению со счастливым будущим их ребенка.
Хорошим средством развития коммуникативных способностей, фор­мирования навыков общения выступает совместная деятельность ребенка с другими детьми. Проблемой здесь выступает то, что чаще всего нетипич­ные дети не могут в полной мере проявить свою индивидуальность в груп­пах, и вынуждены играть навязанные роли. Поэтому задачей родителей яв­ляется проявление внимания к позиции ребенка в группе, проведение ана­лиза его деятельности, роли в ней (какое место он занимает в группе? Все­гда ли ребенку интересно с ребятами? Какую деятельность предпочитают и одобряют в группе? Какова структура подчинения: каждый за себя или существует лидер? Кто является лидером?). Подобный анализ позволит не только определить действительное место ребенка в группе, увидеть на­сколько ребята считаются с его мнением, но и узнать основные виды деятельности группы, какие поступки одобряются, а какие порицаются, име­ются ли случаи унижения ребенка, побуждения его к противоправным действиям. При обнаружении негативных тенденций в общении ребенка необходимо постараться повлиять на сложившиеся межличностные отно­шения в группе (побеседовать с ребятами, высказать, что беспокоит; встретиться с их родителями). Если это не помогает - лучше всего огра­дить ребенка от общения с ребятами данной группы, переключив его на какое-нибудь интересное дело, постараться ввести его в иную группу (на­пример, записав в спортивную секцию, кружок, студию, ансамбль). При этом целью выступает не достижение высот в той или иной деятельности, а, прежде всего - организация продуктивного общения с другими детьми, расширение кругозора ребенка. Вполне допустимо, если ребенок за полго­да побывает в двух-трех секциях или кружках. Это позволит ему познако­миться с разными видами деятельности, увлечениями, узнать многих лю­дей, среди которых, возможно, он найдет себе друзей.
Часто обычные дети перепробуют множество видов деятельности, прозанимавшись в различных студиях, ансамблях, секциях, прежде чем найдут действительно интересное для них занятие.
Если родители видят, что у ребенка не складываются отношения с членами группы (секции, кружка) возможно, нужно обратиться с просьбой к руководителю, чтобы он больше внимания уделил ребенку, стимулиро­вал и поддерживал его контакты с другими детьми, учил его общению. Следует помнить, что отношение обычных детей к детям, которые непо­хожи на других в первую очередь определяется отношением взрослых. Ес­ли взрослые люди (родители, воспитатели, руководитель кружка, секции) воспринимают ребенка с ограниченными возможностями как странного, не знают как с ним себя вести, то и обычные дети начинают сторониться его, могут проявить агрессию. Поэтому крайне важно, чтобы взрослые относи­лись к нетипичному ребенку как к обычному, не выделяли его, не подчер­кивали его неудач, а наоборот подчеркивали успех. Возможно родителям придется переговорить с руководителем о изменении его отношения к их ребенку.
Крайне важным является включение ребенка в разнообразные формы деятельности детей. Необходимо всячески приветствовать посильное уча­стие в различных формах специально организованной досуговой деятель­ности в образовательных или реабилитационных учреждениях, в учрежде­ниях системы дополнительного образования детей (домах творчества, дворцах творчества юных, студиях, клубах). Учреждения данной системы были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонно­стей, способностей и интересов, социального и профессионального само­определения детей и молодежи. Желание ребенка самоутвердиться в дет­ском коллективе, среди сверстников может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Одни поют в хоре, другие занимаются в драмкружке, третьи - оформляют сцену для выступления, изготавливают костюмы и т. п. Вместе с тем от общей деятельности детей по подготовке выступления зависит в целом успех коллектива художест­венной самодеятельности, например на районном, городском или област­ном смотре-конкурсе, фестивале. Здесь наиболее естественным путем рас­крываются способности детей, которые нужно вовремя увидеть, поддер­жать, помочь развиться. В этом состоит особая задача руководителя круж­ка, студии. Любое проявление положительного отношения ребенка к заня­тию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться руково­дителем.
Психологический микроклимат, виды и содержание деятельности в учреждениях системы дополнительного образования как нельзя лучше способствует разностороннему развитию ребенка, раскрытию его способ­ностей, коррекции имеющихся отклонений, решению проблем межлично­стного общения, прежде всего благодаря организации взаимопомощи де­тей. Взаимодействие детей помогает им лучше понимать друг друга, выра­батывает элементарные умения общаться.
В широком спектре видов, направлений досуговой деятельности лю­бой ребенок всегда может найти то, что ему особо интересно, что позволя­ет наиболее полно реализовать его творческий потенциал. В рамках досу­говой деятельности легче создать ситуации успеха ребенку, меньше требо­ваний, которым надо следовать, проще проявить себя как личность. Ребе­нок с ограниченными возможностями может иметь достаточно высокий социальный статус даже в разновозрастных группах детей, так как он, на­пример, лучше всех рисует или поёт, сочиняет стихи, пишет картины, соз­дает картины и композиции из природного материала (засушенных листь­ев, цветов, коры и веток деревьев, желудей).
Популярность ребенка в группе сверстников прежде всего связана с тем, что ребенок может делать лучше других, насколько он успешен в тех видах деятельности, которые наиболее значимы для членов группы (круж­ка, студии). Следовательно, если ребенок стремится заслужить уважение других детей необходимо заниматься не только в кружке, но и в домашних условиях. Тем более что дома возможна помощь родителей в виде совета или показа выполнения каких-либо элементов задания (например, упраж­нение, картина, поделка, музыкальное произведение).
Таким образом, в целях формирования у ребенка продуктивных навы­ков межличностного общения необходимо постоянно расширять круг зна­комств ребенка, учить его диалогической беседе, установлению и под­держке дружеских отношений, развивать творческие способности, повы­шать самооценку за счет поощрения достижений ребенка.


Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Обш. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. М.: Прогресс, 1989. С. 41-134.

Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ог­раниченными возможностями. М.: Ин-т социальной работы, 1996. С. 82.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: «Академия», 1999. С. 98

 



Популярные материалы Популярные материалы





Облако тегов Облако тегов

 
 
Советую прочитать
 
 
Следите за нами
 
В Контакте Facebook Twitter Livejournal YouTube
 
Случайный анекдот
 
 
Другие проекты сайта
 
 
 
 
 
Создан: 02/28/2001.
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.