представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на
 
 
Меню
Раздел Библиотека
Реклама
         
 Главная
 Библиотека
 Видеоматериалы
 Законодательство
 Мед. реабилитация
 Проф. реабилитация
 Соц. реабилитация
 Дети-инвалиды
 Советы по уходу
 Образование
 Трудоустройство
 Физкультура
 Инваспорт
 Автотранспорт
 Инватехника
 Творчество
 Знакомства
 Секс
 Персональные сайты
 Сайты организаций
 Консультации
 
Поиск по сайту
 

Программы
 
Программы для работы с сайтом: Download Master, WinRar, STDU Viewer и форматы книг. Подробнее...
 
Объявления
 
 
Помощь сайту
 
WebMoney-кошелёк R102054310579
  Яndex-кошелёк 41001248705898
 
Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. - информация для инвалида-колясочника.
 
Ваш баннер
 
Рейтинг@Mail.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана
Rambler's Top100
 
 

2.6. Подготовка к семейной жизни детей с проблемами умственного и психического развития

Проблемы умственного и психического развития. Особенности отношений со сверстниками ребенка с нарушениями психики и интеллекта. Особенности развития детей с аутизмом. Специ­фика взаимоотношений ребенка с аутизмом со сверстниками

Проблемы умственного и психического развития

Рассмотрим особенности семейного воспитания детей с умственной отсталостью, которые представляют достаточно многочисленную катего­рию детей с ограниченными возможностями. Понятие ребенок с умствен­ной отсталостью включает в себя детей, у которых развитие интеллекта, мыслительной деятельности запаздывает. Считается, что к умственной от­сталости относят только те состояния, при которых отмечается стойкое на­рушение познавательной деятельности, вследствие повреждения головного мозга.
Причинами умственной отсталости могут выступать внутренние и внешние неблагоприятные факторы и воздействия в период до родов, во время родов и после родов (воспалительные заболевания, ушибы головно­го мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, пора­жение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрас­тного периода. Умственная отсталость может иметь место, как с момента рождения ребенка, так и на более поздних стадиях его развития, возникнув вследствие повреждения нормально сформированного мозга.
Главным отличием развития детей с умственной отсталостью являет­ся более позднее формирование некоторых структур психической деятельности и их замедленное развитие. Такие дети не так быстро и успешно, как обычные дети, могут выделить главное в учебном материале, сравни­вать предметы и объекты окружающего мира, сосредотачивать свое вни­мание в течение времени, необходимого для прочного запоминания, не всегда четко и целостно воспринимают то, что видят или слышат, часто имеют небольшой словарный запас, при этом могут наблюдаться трудно­сти восприятия, понимания и освоения речи. Поэтому обучение для детей с умственной отсталостью в известном смысле даже более значимо, чем для обычных детей.
Положительным моментом является то, что в целом при умственной отсталости наблюдается постепенное повышение уровня развития ребенка, то есть с возрастом состояние улучшается. Следовательно, по уровню сформированности социокультурных навыков, навыков социальной адап­тации, качеству самообслуживания ребенок вполне может догнать своих обычных сверстников, стать в дальнейшем полноправным гражданином, то есть нести ответственность за свои поступки.
Однако это во многом зависит от помощи, которую получает ребе­нок со стороны окружающих его взрослых, от включенности в процессы развивающего обучения и воспитания, социальной и психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Подтверждением необходимо­сти этого может служить образное представление Л. Выготским психики ребенка с умственной отсталостью в виде растения с плохими корнями: его тонкие корни не соответствуют слоям и очертаниям питающей их почвы. Они оказываются непроницаемыми для живительных соков в тех слоях, которые могли бы дать им питание. Такое растение, развиваясь в подхо­дящих для него условиях, могло бы зацвести, но в обычных - оно остается худосочным и чахнет, не достигнув вершин развития.
В нашей стране социализация детей с умственной отсталостью чаще всего осуществляется в учреждениях системы специального (коррекционного) образования. Сторонники данного подхода доказывают, что развитие таких детей в коррекционных школах и школах-интернатах является наи­более оптимальным средством их социальной интеграции и адаптации. Считается, что в данных образовательных учреждениях созданы благопри­ятные условия для развития, лечения и обучения ребенка. Однако даже са­мое хорошее учебное оборудование, красивые помещения не могут ком­пенсировать резкого ограничения круга общения детей. Никто не задумы­вается, что помимо проблем, связанных только с психофизическим разви­тием ребенка, у него не меньше трудностей социокультурного характера. Помещение ребенка в школу или школу-интернат для детей с умственной отсталостью значительно ограничивает круг его общения, знакомств. По­стоянное пребывание в среде детей с упрощенной системой мировосприя­тия со специфическими стереотипами поведения способствует закрепле­нию искаженных моделей поведения и общения со сверстниками из-за бессознательного стремления к подражанию. Поэтому крайне важно орга­низовывать общение нетипичного ребенка с обычными детьми, что будет стимулировать механизмы подражания такого ребенка. Это приведет к по­степенному и неосознанному преобразованию установок, чувств в соот­ветствии с доминирующими установками и чувствами обычных детей.
Данное общение наиболее продуктивно в условиях интегрированного образования - совместного обучения и воспитания детей с различным уровнем развития, статусом. Однако в России практики образовательной интеграции пока не распространены широко. Поэтому дети с умственной отсталостью в основном общаются с такими же детьми, как и они. Социа­лизация ребенка с умственной отсталостью в специальной школе или шко­ле-интернате часто способствует не повышению степени его социальной интеграции и адаптации, а появлению дополнительных нарушений и ос­ложнений. Ребенка замыкают в ограниченном пространстве, изолируют от окружающего мира, обучают профессии, которая не востребована на со­временном рынке труда, не оказывают помощь в трудоустройстве и потом удивляются, что воспитанник выбрал криминальный путь как наиболее оптимальный в своем жизнеустройстве.
Фактически система специального образования является несовершен­ной и не выполняющей в полной мере своих функций. Получившее рас­пространение в последние годы воспитание нетипичных детей в частных образовательных учреждениях, а также в домашних условиях с привлече­нием специалистов лишь немногим доступны с экономической точки зре­ния.
В этой ситуации успешность процессов развития и социализации ре­бенка во многом зависит от его родителей, его семьи. Именно родители имеют право в соответствии с российским законодательством осуществ­лять выбор образовательного учреждения, образовательной программы для ребенка, могут опротестовывать заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), например, о неспособности ребенка учиться в массовой школе. Во многом от родителей, их терпения, понима­ния зависит эффективность его развития, обучения и воспитания.
Каждый родитель должен помнить, что у ребенка имеется значи­тельный резерв здоровых, не затронутых патологическим процессом за­датков. Главная задача, стоящая перед родителем, педагогом - не преодо­ление дефектов, а прежде всего развитие тех здоровых пластов, которые имеются у каждого нетипичного ребенка, поскольку само нарушение мало поддается медико-социальному и психолого-педагогическому воздейст­вию. Поэтому в процессе развития нетипичных детей необходимо ориен­тироваться не на «золотники болезней, а на пуды здоровья», то есть на те функции, которые не нарушены.
Родителям нужно помнить, что детские возраст - это возраст макси­мального развития различных систем, функций организма ребенка. Поэто­му его жизнь должна быть насыщенной и интересной. В детстве ребенка практически невозможно перегрузить информацией при условии ее зани­мательности, «яркости», постоянной смены видов деятельности, творче­ской подаче материала. В детстве ребенок все усваивает на лету. Считает­ся, что то, что дети усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Кроме то­го, дети готовы учиться всегда, особенно если процесс учения облечен в игровую форму.
Большую роль в развитии и социализации нетипичного ребенка иг­рают модели воспитания, которые реализуются в семье. Чаще всего на­блюдаются две модели, когда ребенку уделяется мало внимания (гипоопе-ка) или очень много вниамния (гиперопека). Однако как недостаток вни­мания, так и сверх-опека, чрезмерный контроль негативны для ребенка с умственной отсталостью. Гиперопека подавляет активность маленького человека, его стремление к самостоятельности. В данном случае усилия родителей направлены на то, чтобы шаг за шагом, по мнению Я. Корчака, «истребить, все то, что является волей и свободой ребенка. Вежлив, по­слушен, удобен, и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жиз­ненно немощен». Такое положение способствует формированию негатив­ных (в частности, иждивенческих) личностных характеристик. При недос­татке внимания (гипоопека) не удовлетворяется одна из основных потреб­ностей ребенка - потребность в ласке, душевном тепле, понимании. В ряде случаев у ребенка отмечается психо-эмоциональное напряжение, агрессия и аутоагрессия, конфликтность.
Наиболее правильным является отношение к ребенку как к равному. Тем более что сами люди с ограниченными возможностями, став взрослы­ми и критически вспоминая своё детство, подчеркивают адекватность дан­ного отношения. Если раньше у нас в стране инвалидность стремились спрятать, ее как будто бы не существовало, за исключением нескольких классических произведений (например, «Как закалялась сталь» Н.Островского), то сейчас дети и взрослые с инвалидностью становятся героями сюжетов телепередач, фильмов, книг, даже журналов мод. Вот как вспоминает о своем детстве Д. Стир, девушка-инвалид из США, ставшая фотомоделью, автор статьи «шестеро смелых» в журнале «Бурда-мини»: «Родители обходились со мной как с полноценным ребенком, и теперь я понимаю, что это был единственно правильный подход, - подобное отношение придавало мне уверенности». Другая девушка-инвалид, также до­бившаяся успеха в модельном бизнесе, говорит: «Мы, инвалиды, нуждаем­ся в том, чтобы нас воспринимали как равных и полноценных людей, как бы странно это ни звучало» .
Такие истории, рассказанные с экрана телевизора, на страницах книг и журналов, а также научные исследования и, конечно же, наш собствен­ный опыт - родителей, специалистов - все это вместе помогает нам понять нетипичного ребенка, и каким образом лучше всего организовать процесс его развития и социализации. В частности, обязательным является созда­ние у ребенка уверенности в родительской любви. Необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных забо­тах о нем, его воспитании, но и делать все возможное, чтобы ребенок чув­ствовал, понимал, был уверен в любви родителей. Родители должны стре­миться обращать внимание на позитивные стороны развития ребенка, его успехи, должны всячески поощрять те виды деятельности, которые наибо­лее доступны и хорошо получаются у ребенка. При этом желательно, что­бы ребенок видел заинтересованность со стороны взрослых в том, что и как он делает. Хорошо, если родители будут проявлять искреннее любо­пытство к любым, пусть самым простым и наивным проблемам растущего человека.
Каким образом это можно сделать в жизни?
Прежде всего, необходимо помнить - детско-родительские взаимоот­ношения, контакт между взрослыми и детьми не возникают на пустом мес­те, просто так, их необходимо строить, необходимо создавать условия, формы для их проявления. Наиболее важными правилами продуктивного общения является организация воспитывающего диалога и принятие.
Ситуация диалога предполагает рассмотрение ребенка как союзника в семейной жизни, как ее творца наравне с родителями, которые всегда при принятии решения советуются с ним. Учет мнения ребенка не только по­вышает его самооценку, авторитет родителей в его глазах, но и формирует доверительные детско-родительские отношения.
Организации диалогичного общения способствует принятию ребенка родителями. Под принятием понимается признание права ребенка на при­сущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непо­хожесть на родителей (например, в увлечении классической музыкой). Принятие ребенка прежде всего проявляется в повседневных оценках ре­бенка, его поведения, его действий. Если родители заинтересованы в ус­пешности развития ребенка, его будущей семейной жизни они чаще будут использовать поощрения, слова поддержки: «Ты молодец», «У тебя все хо­рошо получилось», «Не переживай, ты скоро научишься также хорошо рассказывать стихи» и постараются избегать в общении с ним высказыва­ний, унижающих и обвиняющих ребенка.
Каждый родитель должен помнить, что такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией не вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает его уверенность в любви близких. Необходимо выработать правило никогда не оценивать не­гативно самого ребенка как личность, а подвергать критике только сами его действия, поступки. Любить ребенка следует не только за то, что он та­кой хороший, но и потому, что он есть, и ценить каждый шаг в развитии, каждое, пусть совсем маленькое, но достижение.
Дети обычно копируют в своей семейной жизни то, что они видели у своих родителей, те модели, которые запечатлены у них с детства. Поэто­му если с детьми обращаться нежно и спокойно, поощрять их достижения и уважать их достоинство, заниматься с ними интересными делами, гулять, проводить время вместе за игрой, выслушивать их истории, то можно быть уверенным, они тоже станут самыми лучшими в мире родителями.
Время, когда ребенок находится в семье, должно быть хорошо спла­нировано. Время подъема после сна необходимо использовать как период закрепления и обучения его навыкам личной гигиены. Показ следует соче­тать с объяснениями назначения предметов личной гигиены. Здесь можно рассказать о белье, одежде, познакомить с домашней обувью. Постепенно у ребенка закрепляются навыки и формируются знания о предметах первой необходимости.
Такой же обучающий характер должен носить прием пищи. Ребенка следует учить правильно держать ложку, вилку, чашку, знать кухонную и обеденную посуду, ее назначение. Более старших детей необходимо при­влекать к сервировке стола, мытью посуды. Пусть вначале ребенок кладет на стол только ложки и вилки, расставляет стулья. Таким образом он при­учается к ритуалу приема пищи, знакомится с предметами быта, проявляет заботу о членах семьи. Постепенно круг обязанностей ребенка должен расширяться: можно доверять полную сервировку стола, мытье посуды.
В целом развитие ребенка с умственной отсталостью представлено следующими важными сторонами: развитие физических способностей, развитие нравственности, развитие трудовых умений и навыков, развитие эстетических способностей, развитие умственных способностей, развитие экологических навыков, развитие экономических навыков, формирование представлений о семье.
Рассмотрим, каким образом возможно реализовать возможности вос­питания в отношении ребенка с умственной отсталостью.
Развитие физических способностей. Главной целью физического воспитания выступает формирование устойчивого желания, потребности у ребенка в самостоятельных занятиях физической культурой, спортом. За­ниматься физическими упражнениями можно как непосредственно в до­машних условиях, так и на свежем воздухе (в парке, на стадионе). В семье должны стать традицией занятия утренней гимнастикой, прогулки, похо­ды. Большое воспитательное значение в целом имеет посещение ребенком спортивной секции. Это не только формирует чувство ответственности, самостоятельности, но и расширяет круг его общения, расширяет выбор возможных занятий на досуге, дает отличный выход накопившейся энер­гии, позволяет переключиться, снять напряжение.

Развитие нравственности. Цель данного вида воспитания - форми­рование нравственных понятий, нравственного поведения (выработка на­выков и привычек социально-одобряемого поведения, чтобы потом они перешли в черту характера). Ребенок должен четко уяснить что хорошо, а что плохо, что благородно, что нет, что соблюдение норм поведения одоб­ряется окружающими, а несоблюдение - осуждается. Одним из наиболее действенных средств нравственного воспитания выступает собственный пример родителей, их отношение друг к другу, к родным и близким. По­мимо этого эффективны - разъяснение правил поведения, беседа, создание воспитывающих ситуаций (например, показ ребенку на конкретном при­мере взаимной выручки, дружбы, проявления заботы), приведение приме­ров из художественной литературы, мультфильмов или повседневной жиз­ни.
Обязательным является в воспитательной работе не только разъясне­ние определенных норм, правил, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои нравственные взгляды, понятия, убедиться на опыте в их правильности. Важно, чтобы убеждения были приняты ребенком, то­гда они станут мотивом, то есть осознанным побуждением к действию. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Сложностью является необходимость создания соответствующей для переживания об­становки. Например, можно годами говорить о любви к природе, так и не пробудив ее. А вот ряд экскурсий в природу, наблюдение, поиск и фото­графирование, зарисовка наиболее красивых мест могут способствовать возникновению чувства любви к природе, к природе родного края. Закреп­ляющими положительные нравственные чувства являются неформальные приемы нравственного воспитания: беседа у костра, культпоход в театр. Некоторым родителям в нравственном воспитании ребенка может помочь религия. Это могут быть как беседы и чтение религиозной литературы в семье, так и посещение церкви.
Развитие трудовых умений и навыков. Труд, трудовые отношения яв­ляются для ребенка незаменимым средством развития, социализации, формирования его личности. В процессе выполнения различных трудовых операций у ребенка происходит развитие чувства ответственности, повы­шается уровень самостоятельности. В свою очередь самостоятельность и ответственность - это синонимы взрослости. Поэтому поручение ребенку важного дела (например, уборка квартиры перед приходом гостей) означа­ет большую степень доверия, фактически отмечающую его взросление, пе­реход на деловые, партнерские отношения с патерналистских, опекающих.
Необходимо все время расширять занятость детей хозяйственно-бытовым трудом. Вначале это может быть лишь уборка своей постели, за­тем комнаты, других жилых помещений. Дети могут вытирать пыль, под­метать и мыть пол, мыть посуду, вытряхивать половики. Детей можно нау­чить чистить обувь, одежду, стирать белье, пришивать пуговицы, штопать. В более старшем возрасте детям можно доверить работу с механизмами. Их нужно научить пользоваться пылесосом, утюгом, электромиксером, ку­хонным комбайном.
Главное чтобы родители привлекали ребенка к домашним делам и по­ощряли его помощь. Даже если он слишком много налил воды, когда мыл пол или при мытье посуды сильно забрызгал стены кухни, ничего страш­ного не произошло и не произойдет. Можно потом, когда ребенок завер­шит дело и уйдет (например, смотреть телевизор) потихоньку доделать за него, прибраться. Но при этом маленький человек будет знать, что он тоже умеет как мама (папа) убираться, тоже может быть полезным в семье. А аккуратности он научится позже. Тем более, если ничего не делать, то и ничему не научишься.
Чтобы труд ребенка не был ему в тягость, можно включать игровые моменты в трудовую деятельность. Если подойти к этому творчески, то процесс унылой уборки квартиры может превратиться в погоню за злой феей «Пыль», в игру «найди каждой вещи своё место», в сказку «Как к ве­щам в гости приходила красавица «Вода».
В целом для развития трудовых умений и навыков можно использо­вать:

  • совместный труд ребенка с родителями (например, по уборке квар­тиры, ремонт дома);
  • поручения ребенку (например, сходить в магазин за продуктами, вы­нести мусор);
  • закрепление за ребенком трудовых обязанностей по дому (например, уход за цветами, домашними животными, покупка хлеба).

Развитие умственных способностей предполагает развитие познава­тельных интересов и мотивов, формирование навыков мыслительной дея­тельности. В домашних условиях умственное воспитание осуществляется преимущественно посредством повседневного общения детей и родителей, бесед о просмотренных фильмах, прочитанных книгах, игры (в головоломки, ребусы, шашки и шахматы). Задачей, стоящей перед родителями явля­ется раскрытие в беседах с ребенком закономерностей окружающего мира, сути природных явлений, побуждение ребенка к собственным умозаклю­чениям, отвечая на вопрос «почему?». Например, на прогулке осенью можно попросить ребенка ответить на вопросы: «Что в окружающей при­роде говорит об осени? Как изменились деревья?». Правильно если роди­тели объяснят, почему стали возможны осенние изменения в природе. По­сле любой прогулки можно уточнить у ребенка: «Что нового или интерес­ного он увидел?». Некоторые приемы развития познавательных способно­стей ребенка представлено в приложении (Приложение «Методики для развития психических способностей ребенка). Учитывая тесную взаимо­связь уровня развития интеллекта, психики в целом с уровнем развития пальцев рук, в приложении помещен комплекс упражнений по совершен­ствованию мелкой моторики (Приложение «Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук»).
Развитие эстетических способностей - предполагает развитие твор­ческого восприятия у ребенка, умения воспринимать, понимать, ценить прекрасное в природе, искусстве, обществе, в окружающем мире.
Задача родителей - научить ребенка эстетической восприимчивости, умению видеть и понимать красоту окружающей жизни; развивать эстети­ческий вкус, вызывать эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение), добиваясь правильной реакции на красоту природы, произведений искусства или окружающую обстановку. Всему этому будет способствовать целенаправленное развитие творческих способностей (на­клонностей) и доступных детям художественных навыков в области изо­бразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка, чеканка, выпи­ливание, выжигание), пения, музыки, хореографии, ритмики, художест­венного рукоделия (вышивка, плетение, создание фигур из проволоки).
К средствам эстетического воспитания можно отнести: устройство быта и создание благоприятных условий для деятельности (чистота, уют, цветы, красивые игрушки, красивая и удобная одежда, эстетически оформ­ленные учебники, тетради); организацию творческой и исполнительской деятельности детей (пение, танцы); демонстрацию или исполнение худо­жественных произведений. Основным средством развития эстетических способностей выступает творческая деятельность ребенка. Главное - не научить его рисовать, лепить или чеканить, а творить, что означает делать из одного совершенно другое, причем с большей или меньшей степенью осмысленности. Ребенка все время надо погружать в ситуацию поиска, чтобы он сам придумывал как можно разукрасить рисунок, какие выбрать краски или что можно сделать необычное из настольного конструктора, какую новую модную одежду можно сшить кукле, какую новую новогод­нюю игрушку можно придумать и сделать своими руками. При этом вто­ростепенно, насколько ребенок сумел, хотя и старался, ровно приклеить аппликацию или сшил накидку для куклы, важно, что он придумал и сде­лал это сам, что-то создал.
Конечно, взрослые могут оказать помощь ребенку, а могут сделать что-то новое вместе с ним. Наверняка ребенок долго будет вспоминать как он с мамой и папой делал новогоднюю гирлянду или украшал одежду «Барби».
Иногда самые обычные предметы и материалы могут заиграть по-новому, и у Вас вместе с вашим ребенок может получиться великолепная картина, даже если вы совсем не умеете рисовать. Попробуйте взять лист бумаги, немного акварельных красок и кусок нитки длиной примерно 40 см. Придавая нити нужные Вам формы (волна, линия, круг, круг-пружина как в часах, квадрат...) и обмакивая ее в желаемый цвет краски, а потом, прикладывая к листу, Вы получаете оригинальное изображение. Получив­шуюся картину можно поместить на стену и ребенок будет всем рассказы­вать как он вместе с мамой (папой) ее создавал. В будущем, когда он вы­растет, возможно, своего ребенка он тоже научит этому увлекательному творческому занятию. Также несколько интересных способов «рисования» Вы найдете в приложении (Приложение «Нетрадиционные приемы изо­бразительной деятельности»), В процессе творческой изобразительной деятельности ребенка родители могут оказывать ему такие виды помощи, как:

  1. Привлечь внимание ребенка к объекту или способу изображения («Раскрась получше», «Смотри как Яделаю»);
  2. Использовать наводящие вопросы, касающиеся формы, строения или расположения объекта;
  3. Посоветовать как лучше продолжить рисунок;
  4. Показать отдельные приемы рисования (изображения);
  5. Продемонстрировать действие и попросить самостоятельно повто­рить это действие;
  6. Обучить тому, как надо выполнять задание.

Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выраже­ния, изобразительная деятельность приближается к игре, что делает ее особенно привлекательной для детей.
Развитие экологических навыков предполагает обучение ребенка спо­собам ухода за комнатными растениями, за домашними животными, по­мощь родителям на дачном участке. Хорошо, если учиться ребенок будет на примере своих родителей. Это требует от родителей большой ответст­венности и сил. Потому что, каким они хотят видеть ребенка в будущем -такими они должны стать в настоящем. Родители не только должны быть образцом подражания в уходе за комнатными и дачными растениями, до­машними животными. Важно, чтобы находясь на природе, ребенок видел как взрослые берегут ее. Мама может показать как нужно убирать после пикника мусор за собой, а папа - где и как правильно разжечь костер, ка­кие взять дрова, как затушить костер, чтобы не было пожара.
Развитие экономических навыков. При всей нестабильности совре­менной жизни экономические проблемы семьи не должны оказываться вне поля зрения ребенка. В его сознании необходимо формировать представ­ление об экономике семьи. Логика экономического воспитания заключает­ся в том, чтобы вести ребенка от беззаботного потребителя к сознательно­му потреблению, а затем - к созиданию предметов потребления. Семья представляет собой специфическую реальную экономическую среду, в ко­торой ребенок не только живет, но и связан многими нитями . При нем ве­дутся разговоры о доходах и расходах. Такие слова как «деньги», «ку­пить», «заплатить» рано входят в словарь ребенка.
Ребенок шести лет должен иметь представление о том, каким образом складывается бюджет семьи (например, зарплата родителей, пенсия де­душки, детское пособие), на что он расходуется, как при этом учитываются нужды членов семьи. Ребенок должен знать, что есть расходы обязатель­ные (плата за квартиру), а есть эпизодические (подарок к празднику). С пяти-шести лет нужно приучать ребенка к бережливости как залогу эконо­мии (не оставлять включенным свет, телевизор в помещении, если в нем никого нет, бережно относиться к продуктам, хлебу). Для ребенка должно стать привычным бережное отношение к купленной ему вещи (игрушки, одежда). Если игрушка сломалась ее нужно починить, а не выкидывать и просить новую. При этом помощь взрослого будет необходима. Взрослые должны научить ребенка простейшим операциям по ремонту одежды (пришить пуговицу), ремонту настольных игр (подклеить основу игры), книг, смастерить костюм для карнавала в детском саду.
При этом важно подчеркнуть «экономический эффект» выполненной работы, что удалось сэкономить, и куда пойдут эти деньги. Это подводит детей к пониманию некоторых экономических понятий (труд - продукт, стоимость продукта). Дети убеждаются, что многое можно сделать своими руками. Кроме того, совместный труд (по сбору ягод, консервированию, лепке пельменей) объединяет и сближает членов семьи.
В целом ознакомление детей с экономической стороной жизни семьи вводит их в правила разумного ведения домашнего хозяйства.
Особую значимость для будущей семейной жизни ребенка имеет зна­ние им учреждений социально-бытового назначения, прежде всего почты, поликлиники, магазинов - продовольственных и промтоварных, правил приобретения товаров. Подавляющее большинство детей и подростков с проблемами психического развития способны совершать самостоятельные покупки. Сначала ребенок совершает покупки вместе со взрослым. При­учать его нужно к этому постепенно, многократно повторяя одни и те же действия. Сначала ребенок может лишь подавать чек продавцу и просить подать ему покупку. Затем он учится выбивать чек в кассе. Следует пом­нить, что лучше начинать с приобретения одной вещи, стоимость которой доступна пониманию ребенка. Постепенно ребенок приучается осуществ­лять покупку вместе со взрослым, с помощью взрослого (под контролем взрослого) и. наконец, самостоятельно.
Много внимания требует обучение детей знанию достоинства денег. Обучать этому следует как можно раньше. Детям следует иметь представ­ление о стоимости самых простых предметов быта и первой необходимо­сти. Они должны знать, что деньги можно разменять, а при покупке следу­ет получить сдачу. Хорошо если ребенок научится пользоваться калькуля­тором, что позволит ему быстро сосчитать общую стоимость товаров и размер сдачи.
Подростков необходимо учить планировать семейный бюджет, со­вершать покупки различных предметов бытового назначения. Полезным будет оказать подростку помощь в выборе красивой, подходящей для него одежды, обуви, сообщить правила ухода за ними.
Формирование представлений о семье. Данная сторона воспитания ребенка выступает ведущей в процессе подготовки его к будущей семей­ной жизни.
Основным аспектом подготовки выступает постижение образа жизни семьи, что достигается прежде всего за счет включения ребенка в различ­ные виды деятельности семьи: хозяйственно-бытовую, трудовую (труд на дачном участке); досуг (подготовка и проведение семейных праздников, совместный отдых). При этом важно, чтобы дети не только выступали уча­стниками деятельности, но и ее организаторами. Особое внимание следует уделять воспитанию у детей умения быть внимательным к близким, забот­ливым, понимать настроение окружающих.
Непосредственно формирование у ребенка представлений о семье на­чинается с постижения азов народной педагогики. Народная педагогика представляет собой обобщенный и систематизированный опыт практиче­ского воспитания ребенка. Формой существования народной педагогики является устное народное творчество (пословицы, поговорки, потешки, стихи, сказки, колыбельные песни). Например, «Чего в другом не любишь того и сам не делай»; «Корень учения горек, да плод сладок»; «Век живи, век учись»; «Повторенье - мать ученья»; «Не везде сила - где уменье, а где - терпенье».
Обращение к произведениям устного народного творчества позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни.
Для детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «се­мья», для этого можно обратиться к произведениям, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат», «сестра» и другие слова, отражающие родственные отношения . При знакомстве де­тей с народными сказками уточняется круг самых близких для ребенка людей, раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с различными художественными произведениями позволит сформировать у ребенка представление о системе семейных отношений, месте в семейной структу­ре, правах и обязанностях, «хороших» и «плохих» детях.
Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать своих родителей и других близких людей. Этому могут способствовать различные жизненные ситуации, пре­жде всего праздники, памятные даты. При этом родители должны поста­раться, чтобы не только момент вручения подарка (например, на юбилей бабушке) был ярким, веселым, но и сам процесс выбора, а лучше изготов­ления подарка ребенком запомнился ему своей увлекательностью. Ини­циатором процесса изготовления подарка (аппликация, рисунок, поздрав­ление) может выступить кто-то из взрослых, он может показать пример ре­бенку, помочь ему. Однако основную часть работы все-таки должен сде­лать сам ребенок.
Помимо средств народной педагогики родители для формирования целостного образа семьи у ребенка могут использовать огромное число ху­дожественных средств, которые побуждают детей к деятельности творче­ского характера (рассказ о моей бабушке, рисование портрета семьи, песни моей семьи).
Особое значение в развитии и социализации ребенка с умственной от­сталостью принадлежит игре, которая длительное время остается для него основной, ведущей деятельностью. Поэтому ситуацию игры нужно ис­пользовать как средство разностороннего развития ребенка. На первых по­рах взрослый должен придти ребенку на помощь в организации игровой деятельности. В дошкольном возрасте в процессе игры следует, как можно больше использовать игрушки, которые по своей сути являются предмета­ми окружающего мира. Детям нужно рассказывать об игрушке, о ее назна­чении, показать возможность игры с ней. Набор игрушек может быть сле­дующим: две небольшие куклы, которых можно одевать, раздевать, мыть и т.п.; набор мебели, посуды, машины с подъемным кузовом, краном, набор животных, мяч, напольный строительный материал, мозаика.
Задача взрослого в доступной форме показать ребенку как действо­вать с игрушками. Например, взяв куклу на руки, вместе с ребенком, взрослый говорит: «Посмотри, какая красивая кукла. Давай дадим ей имя. Какие у нее красивые волосы (гладит по голове), глаза (показывает). Смот­ри, у куклы есть нос, рот, уши, как у нас. Покажи, где они у тебя, а где у куклы (вместе с ребенком рассматривают лицо). Куклу можно посадить (сажают), поставить (ставят), и т.д. Давай это сделаем вместе». Эти дейст­вия необходимо повторить неоднократно. В такой форме можно знакомить детей и с другими игрушками. Речь взрослого должна быть эмоциональ­ной, понятной и доступной детям.
Постепенно, по мере развития ребенка, характер игры должен менять­ся: к действиям с предметами присоединяется обыгрывание определенных сюжетов, которые част напрямую связаны с подготовкой детей к будущей семейной жизни. Например: «Мама готовит обед», «Мама убирает дом». Игра должна сопровождаться речью. Сюжет игры должен быть простым, а сама игра непродолжительной по времени.
В более старшем возрасте сюжет игры должен усложняться. В про­цессе игры ребенок может брать на себя определенную роль (например, говорить и действовать за маму, дочку...). Сюжетно-ролевые игры на се­мейную, бытовую тематику вызывают особый интерес у детей. Важно, чтобы родители научили ребенка играть в такие игры, придумывать инте­ресные разнообразные сюжеты, не ограничиваясь только сюжетом про «папу-маму». Тем более часто данная линия развивается в детских играх в негативном плане: командные нотки у «мамы», ее стремление подчинить себе «папу». Мальчики при этом плохо представляют себе, в чем заключа­ется роль «папы». Уходя на «работу» в ходе игры, они не возвращаются в «семью», отвлекаясь на другие игры. Это часто является следствием от­страненности отца от проблем семьи, вопросов развития и социализации ребенка, а также отсутствие у него положительных, эмоционально насы­щенных образцов отношений матери и отца, их совместной деятельности.
Если родители хотят, чтобы в будущем у ребенка была успешная се­мейная жизнь, им необходимо больше уделять внимания собственным взаимоотношениям. Показывать симпатию и любовь друг к другу, терпи­мость и понимание, заниматься совместным времяпровождением, совме­стной деятельностью, по-возможности включая в нее и ребенка. Имея пе­ред глазами положительные модели общения мамы и папы можно не со­мневаться, что ребенок, когда вырастет, обязательно будет их воспроизво­дить уже в своей жизни.
С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффектив­ными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки». Интересными для многих детей становятся игры генеалогической тематики, когда имеется возможность познакомиться с историей родной семьи. В этом случае целесообразно
привлекать фотографии родственников - представителей разных поколе­ний, рассказывать о каждом из ни, указывать степень родства. Все это по­зволит подготовить ребенка к постижению системы родственных связей в семье, в которой он живет, узнать, что такое семейная память, отчество, фамилия. Хорошей иллюстрацией к данной беседе-игре может стать про­изведение С.В. Михалкова «Финтифлюшкин». В дальнейшем в целях изу­чения своей родословной можно оформить семейный альбом «Наша родо­словная», составить генеалогическое древо с использованием фотографий.
В целом воспитание ребенка как будущего семьянина должно осно­вываться прежде всего на следующих принципах:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, ес­ли ребенку пять лет, бессмысленно предлагать ему поиграть в игру для 15-летнего или ругать его за плохое решение задач (нужно постараться объ­яснить ребенку правила решения задач, используя хорошо знакомые ему предметы);
  • ориентация на опережающее развитие ребенка. Важно не стремиться научить ребенка всему как можно раньше, главное стараться создать бла­гоприятные условия для развития детских способностей, с учетом их воз­можностей и желаний. Например, ребенок еще не начат говорить, а у него уже были кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволоч­ные буквы; для математики - счеты, счетные палочки, цифры, таблица сотни, бусинки на проволоке и т.п.; для конструирования - всевозможные кубики, доски Сегена, мозаика, конструкторы, строительные материалы, детские инструменты; для занятий спортом - спортивные снаряды в раз­ных сочетаниях дома и во дворе. В этих условиях дети очень многое начи­нали делать раньше. Академик Н.М.Амосов сказал о детях Никитиных: «Основное качество их интеллекта - не натасканность, а смышленность. Они легко усваивают новое. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем».
  • положительный пример взрослого, имеющего авторитет в глазах ребен­ка. Это может быть не только кто-то из родителей, но и ближайший родст­венник, к мнению которого ребенок прислушивается, кто является для него примером, кем ребенок восхищается. Таким человеком не обязательно мо­жет быть космонавт, летчик или капитан дальнего плавания. Скорее всего это просто добрый, отзывчивый человек, который не жалеет время на игру с ребенком, на рассказывание ему интересных историй, то есть на общение с ним. Такой взрослый может очень сильно влиять на ребенка, что, воз­можно, использовать для развития в нем необходимых способностей и ка­честв.

Таким образом, родители, обладая определенными знаниями, могут очень многое сделать для своего ребенка в процессе его развития и социа­лизации. Дети, которые проходят школу жизни вместе с родителями, име­ют больше возможностей для успешной адаптации в обществе, устройстве в нем, создании своей семьи. Поэтому чем больше усилий приложено ро­дителями к развитию, воспитанию и обучению ребенка, тем благополучнее будет его взрослая жизнь.


Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1935; Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М: Просвещение, 1995; Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в разви­тии / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1999; Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988; Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959; Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М. 1986.

При этом наблюдается стойкое, как правило, необратимое ослабление интеллектуаль­ной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сфе­ры, в результате органических и воспалительных заболеваний мозга, черепно-мозговых травм.

Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М: Медицина, 1974. С. 45-122.

См.: Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного дет­ства. М, 1936; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 55.

Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980. С. 219.

Стир Д. Шестеро смелых // Бурда-мини. 2002. № 10. С. 68.

Крофт К. Цит. По Стар Д. Шестеро смелых // Бурда-мини. 2002. № 10. С. 66

Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ог­раниченными возможностями. М: Ин-т социальной работы, 1996. С. 85

Там же.

Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ог­раниченными возможностями. М.: Институт социальной работы, 1996. С. 88.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: «Академия», 1999. 214.

Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ог­раниченными возможностями. М.: Институт социальной работы, 1996. С. 90

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: «Академия», 1999. С 210.

Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ог­раниченными возможностями. М.: Ин-т социальной работы, 1996. С. 86

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: «Академия», 1999. С. 213

Амосов Н.М. Никитины Б.П.и Б.А. Рекомендации супругов Никитиных от года до школы. М., 1991. С.36.

 



Популярные материалы Популярные материалы





Облако тегов Облако тегов

 
 
Советую прочитать
 
 
Следите за нами
 
В Контакте Facebook Twitter Livejournal YouTube
 
Случайный анекдот
 
 
Другие проекты сайта
 
 
 
 
 
Создан: 02/28/2001.
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.