представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на
 
 
Меню
Раздел Библиотека
Реклама
         
 Главная
 Библиотека
 Видеоматериалы
 Законодательство
 Мед. реабилитация
 Проф. реабилитация
 Соц. реабилитация
 Дети-инвалиды
 Советы по уходу
 Образование
 Трудоустройство
 Физкультура
 Инваспорт
 Автотранспорт
 Инватехника
 Творчество
 Знакомства
 Секс
 Персональные сайты
 Сайты организаций
 Консультации
 
Поиск по сайту
 

Программы
 
Программы для работы с сайтом: Download Master, WinRar, STDU Viewer и форматы книг. Подробнее...
 
Объявления
 
 
Помощь сайту
 
WebMoney-кошелёк R102054310579
  Яndex-кошелёк 41001248705898
 
Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. - информация для инвалида-колясочника.
 
Ваш баннер
 
Рейтинг@Mail.ru

Tatarstan.Net - все сайты Татарстана
Rambler's Top100
 
 

2.4. Подготовка к семейной жизни детей с нарушением слуха

Особенности социализации и адаптации детей с нарушением слуха. Рекомендации по подготовке к семейной жизни детей с нарушением слуха

Особенности социализации и адаптации детей с нарушением слуха

Нарушение слуха той или иной степени встречается достаточно часто и у взрослых и у детей разного возраста, большинство из которых носит временный характер. Другую группу нарушения слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха. При этих наруше­ниях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах, недоразвитие органов слуха лишает ребенка важнейших источников ин­формации, что может вызвать его отставание в сроках формирования пси­хических функций, процессов и замедленный темп их развития, его деза­даптацию.
Медицинские предпосылки, связанные с ограничением возможностей здоровья глухих детей, безусловно, во многом определяют успех или неус­пех развития в целом. Жизнь глухого человека, в частности ребенка, во многом зависит от восприятия родителями особенностей ребенка, способов воспитания и обучения, выбора среды общения ребенка, меры включения его в активные социальные процессы.
До недавнего времени глухие люди считались глухонемыми, что вы­ражалось в отсутствии у этой группы лиц возможности слышать, а значит, и разговаривать, вступать в коммуникации с людьми, не имеющих эти ог­раничения. Такая позиция изначально исключала глухих людей, из общест­ва слышащих, акцентировала их изоляцию, обособленный образ жизни. Те­перь неслышащих детей обучают не только письменной и дактильной ре­чи, но и учат разговаривать, осваивать устную речь. Следовательно, при правильно организованной работе, глухие дети могут принимать активное участие в общественной жизни, что эффективно сказывается на формиро­вании и развитии социальных навыков, расширении арсенала способов взаимодействия с различными группами людей.
Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладеет речью. Это про­исходит потому, что ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. При осуществлении раннего аде­кватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия могут быть уменьшены или даже преодолены.
Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют по­ложительная среда и положительная личность, то есть личность с устояв­шимися взглядами, ценностными ориентациями. Положительную среду и личность формируют главным образом, семья, система образования, учре­ждения социальной защиты, создавая условия для воспитания, обучения, раскрытия потенциала глухих людей и поддерживая их материальное обес­печение.
Глухие дети сегодня имеют возможность получать среднее и средне-специальное образование, усваивать необходимые образцы поведения, на­выки взаимодействия с другими людьми, со слышащими. Неслышащий ре­бенок адаптируется в семье, в которой родился и растет, а также в образо­вательном учреждении, если родители решают отдать его туда для получе­ния образования.
В Российской Федерации создана система сурдологической и педаго­гической помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни. В раннем возрасте (на протяжении первых двух - трех лет жизни) коррекционная педагогическая работа организуется в семье, родители по­лучают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего ре­бенка у сурдопедагога сурдологического кабинета.
В России активно действует Всемирная организация глухих (ВОГ), главной целью которой в настоящий момент является Целью Всероссий­ского общества глухих является защита прав и интересов граждан с нару­шением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество. Задачами ВОГ являются:

  • выявление граждан Российской Федерации с нарушением слуха, их вовлечение в члены Общества, привлечение специалистов для работы в организациях Общества и оказание членам ВОГ всесторонней по­мощи; создание первичных организаций ВОГ, органы управления, акционерные общества в соответствии с Гражданским Кодексом РФ для профессионального обучения и трудового устройства граждан с нарушением слуха;
  • создание учреждений культурного, оздоровительного и бытового на­значения, центров реабилитации, садоводческих товариществ, мага­зинов и других учреждений, обеспечивающих выполнение уставных задач;
  • решение совместно с органами государственной власти вопросов соз­дания условий для всестороннего развития личности граждан с нару­шением слуха, удовлетворения их духовных запросов, приобщения членов ВОГ к общественной жизни; содействие инвалидам по слуху в приобретении сурдотехники, облегчающих их обучение, труд и быт;
  • поддержание постоянных связей с детскими дошкольными и учебны­ми учреждениями для глухих, высшими и средними специальными учебными заведениями, где обучаются лица с нарушением слуха;
  • принятие участия в организации групп глухих в высших и средних специальных учебных заведениях; оказание шефской помощи шко­лам - интернатам для глухих и слабослышащих детей;
  • содействие органам здравоохранения и образования в выявлении де­тей с нарушением слуха, способствует их устройству в дошкольные учебные заведения и школы;
  • организация изучения и развития мимико - жестовой речи глухих, создание условий для овладения этой речью гражданами, подготовки сурдопереводчиков и повышения их квалификации;
  • использование всех средств массовой информации, выставок и друго­го для популяризации деятельности ВОГ.

Неслышащий и плохо говорящий (или совсем не говорящий) ребенок нуждается в правильном речевом общении с учетом его ограниченных возможностей, в специальной коррекционной работе по развитию речи и слуха, что будет способствовать его нормальному психическому развитию. Это требует создания специальных условий обучения и использования специфических сурдопедагогических методов и приемов.
В зависимости от того, насколько успешно и в каком темпе ребенок овладевает фразовой речью, решается вопрос о целесообразных организо­ванных формах дальнейшего воспитания, неслышащего дошкольника, продолжать ли обучение в домашних условиях, в специальном дошколь­ном учреждении или определить ребенка в массовый детский сад, не пре­кращая специальной коррекционной работы с ним. Выбор формы обуче­ния и воспитания определяется не только успешностью речевого развития ребенка, но и уровнем развития его познавательной деятельности (в соот­ветствии с его возрастом), состоянием здоровья, его личными особенно­стями, желанием родителей и их возможностями активного участия в реа­билитационной работе.


Социальная работа / под ред. В.И.Курбатова. Ростов на Дону: «Феникс», 1999. С. 303.

 



Популярные материалы Популярные материалы





Облако тегов Облако тегов

 
 
Советую прочитать
 
 
Следите за нами
 
В Контакте Facebook Twitter Livejournal YouTube
 
Случайный анекдот
 
 
Другие проекты сайта
 
 
 
 
 
Создан: 02/28/2001.
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.