представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на
 
 
Меню
Раздел Библиотека
Реклама
         
 Главная
 Библиотека
 Видеоматериалы
 Законодательство
 Мед. реабилитация
 Проф. реабилитация
 Соц. реабилитация
 Дети-инвалиды
 Советы по уходу
 Образование
 Трудоустройство
 Физкультура
 Инваспорт
 Автотранспорт
 Инватехника
 Творчество
 Знакомства
 Секс
 Персональные сайты
 Сайты организаций
 Консультации
 
Поиск по сайту
 

Программы
 
Программы для работы с сайтом: Download Master, WinRar, STDU Viewer и форматы книг. Подробнее...
 
Объявления
 
 
Помощь сайту
 
WebMoney-кошелёк R102054310579
  Яndex-кошелёк 41001248705898
 
Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. - информация для инвалида-колясочника.
 
Ваш баннер
 
Рейтинг@Mail.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана
Rambler's Top100
 
 

Рекомендации для специалистов

Необходимо помнить, что работа с ребенком или семьей может с различной степенью полагаться на активное участие самого ребенка-инвалида: 1) социальный работник или другой специалист помогает инвалиду, делая что-либо вместо него (или вместо нее); 2) социальный работник обучает или стимулирует к деятельности; 3) социальному работнику удается изменить установку клиента, который приобретает навыки независимой жизни и повышает свою самооценку. Во многих случаях возможно осуществить активизацию участия клиента, то есть перейти от первой задачи к третьей, и к этому следует стремиться.
Воспитывая ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены, как в матрешке, в другие взаимодействующие между собой системы. Дети развиваются в семье, а ведь семья - это тоже система отношений со своими собственными правилами, потребностями и интересами. Если ребенок к тому же посещает лечебное или образовательное учреждение, может быть, живет несколько дней в неделю в специальном интернате, то сюда подключается еще одна система с ее собственными правилами и законами. Чтобы успешно осуществлять подготовку ребенка-инвалида к семейной жизни вам не раз придется добиваться нормализации всех этих взаимоотношений.
Речь идет, во-первых, о междисциплинарной команде специалистов, а не о череде кабинетов, в которые по порядку обращается семья с ребенком, а во-вторых, об участии родителей в реабилитации и развитии ребенка. В социальной работе с детьми-инвалидами важно исходить из следующего принципа: детям удается достичь гораздо больших результатов в реабилитационном процессе в целом, когда родители и специалисты становятся партнерами, работают вместе над решением поставленных задач
Некоторые специалисты отмечают, что родители сами порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом. На первый взгляд, ребенок-инвалид должен привлекать к себе все силы и все внимание семьи. Однако этого не происходит, когда по значимости верх берут другие факторы: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты, другие проблемы. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители относятся к реабилитационным услугам в первую очередь как к возможности получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные программы, потому что в этот момент могут, наконец, заняться своими делами.
При всем этом важно помнить, что, несмотря на отдельные примеры, на которых строятся предубеждения специалистов, большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка. И если найдется хотя бы один родитель, готовый к совместной работе, это может существенно изменить наш профессиональный имидж и стиль. Впрочем, не стоит удивляться этому. Сегодня все международное сообщество приходит к мысли о том, что практика социально-реабилитационной работы нуждается в серьезном пересмотре, изменении подходов. Дело в том, что на Западе подход социально-реабилитационной работы, предполагающий участие родителей, достаточно молод: этой идее немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет этот подход на практике, убеждаются в его преимуществах по сравнению со старой моделью, когда внимание и все усилия специалистов направлялись лишь на ребенка. Зачастую специалисты, считающие себя единственными и главными экспертами, не проявляли интереса к мнению родителей, например, о том, чему, где и как те хотели бы учить своего ребенка. Рой МакКонки остроумно назвал это синдромом «экспертоза».
Взаимодействовать с родителями гораздо сложнее, чем избегать или игнорировать их. Будьте готовы к тому, что на море не всегда бывает штиль, и вас могут ожидать и трудности, и разочарования. Однако ваши усилия воздадутся сторицей. В противном случае результат работы с ребенком может быть нулевым: отсутствие взаимодействия специалистов и родителей намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг - об этом вам может рассказать любой педагог школы-интерната или специалист реабилитационного центра. В то же время снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может быть сложным делом.
Что же это значит: работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - такие понятия обычно используются, чтобы определить характер взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - партнерстве, поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям с особыми потребностями в их индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это такой стиль отношений, который позволяет ставить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Среди принципов работы с родителями есть требование учитывать разнообразие семейных стилей и родительских стратегий. Нет одинаковых родителей. Даже супруги в одной и той же семье могут весьма отличаться друг от друга по своим установкам и ожиданиям. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Будьте готовы слушать, наблюдать и уметь договариваться, достигать компромисса. Если ребенок уже может принимать участие в ваших дискуссиях, переходите от «дуэта» к «трио»: пусть в принятии решения по поводу ребенка принимает участие он сам вместе с вами и родителями, ведь его точка зрения может очень сильно отличаться от мнения взрослых, он может неожиданно предложить новый подход к проблеме. Таким образом, ребенок становится еще одним партнером, и наши представления о потребностях детей обогащаются тем, что думают об этом сами дети.

Успех любого партнерства основан на взаимном уважении участников взаимодействия. Если один партнер подозрительно или недоверчиво относится к другому, их контакт вскоре нарушится. Еще один принцип связан с равноправием партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой. Поэтому консультируйтесь у родителей так же часто, как они консультируются у вас. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, этим вы даете возможность родителям высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает мать или отца, что им нравится в их детях, для родителей это порой бывает одним из редких случаев проявления интереса со стороны не к порокам, а к достоинствам ребенка. Во-вторых, такая информация поможет вам в разработке и мониторинге индивидуальных реабилитационных планов. Наконец, тем самым вы проявляете уважение к родителям и создаете атмосферу доверия - залог успешной коммуникации.
Поощряйте родителей на обмен знаниями, на признание успехов ребенка, развивайте понимание важности тех или иных занятий, приветствуйте предложения и инициативу. Помните, что при злоупотреблении своей позицией эксперта существует риск увеличить зависимость родителей от профессиональной помощи, уменьшить их самостоятельность и уверенность в себе. Чаще спрашивайте «зачем», «почему» и «каким образом». Делитесь своими чувствами, будьте открыты, тогда и родители не будут стеснены в вашем присутствии. Старайтесь принимать решения совместно: с родителями и в команде специалистов, избегайте «одиночного плавания».
Итак, опыт, практика, образование и тренинг сформируют у вас следующие навыки, необходимые для установления партнерства с родителями детей-инвалидов:
Навыки, необходимые для установления партнерства
с родителями детей-инвалидов

• избегать униформности и приветствовать разноообразие
• слушать, наблюдать и достигать договоренности
• быть заинтересованным и искренним, чтобы родители могли доверять вам
• спрашивать «зачем» и отвечать «зачем»
• организовывать коллективную, групповую работу, объединять родителей и объединяться с родителями и другими специалистами
В этом случае ваша работа с родителями будет вознаграждена успехами развития ребенка.
В работе с родителями можно наметить пять разновидностей, или тактик, в зависимости от того, взаимодействуете ли вы с одной семьей или с группой родителей, непосредственно или на дистанции, или вы развиваете сеть контактов между семьями, чтобы они могли поддерживать друг друга иногда и без вашего участия. Впрочем, некоторые тактики подходят одним родителям больше, чем другим.
1. Непосредственная работа с конкретной семьей
?   Социальный работник (или другой специалист) посещает семью
• обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры, проводит оценку реабилитационного потенциала семьи, учитывая ее социально-экономическое положение,  социально-демографические факторы, занятость родителей и другие аспекты.
• встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью,   но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи
• интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах
• спрашивает о внешкольных занятиях ребенка
• отвечает на вопросы родителей
• наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его
• демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения   проблем
? Родители приходят на прием к социальному работнику (или другим специалистам)
• родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования)
• специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию
• специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком
• специалист снимает на видео родителей с ребенком, затем анализирует результаты
• показывает родителям видео примеры, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе
? Социальный  работник  организует  консультацию  с  представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье, например, со службой миграции
? Дает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами
? Родители посещают заседания комиссии (или сессии команды специалистов) по поводу их ребенка
? Социальный работник (самостоятельно или организуя других специалистов) помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома
? Социальный работник организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана
? Предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания
? Передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому
? Показывает родителям папку с материалами по их ребенку и обсуждает с ними ее содержание
? Приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к помощи в проведении занятий, приглашает их в комнату персонала
? Организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах
2. Опосредованная работа с конкретной семьей|
? Информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и специалисты вносят записи, например, каждую неделю или две
? Домашний дневник наблюдений применяется при встрече со специалистом
? Результаты реабилитации представляются в отчетах (например, раз в полгода)
? Социальный работник, привлекая других специалистов, организует письменные извещения, информацию для родителей
? Контакты по телефону
? Родители берут библиотеке книги или в видеотеке фильмы на дом
? Родителям выдаются на дом специальные игры или учебные пособия
? Родители заполняют опросники, карты или схемы развития способностей ребенка
? Рекомендуются игры и занятия, которые могут проводиться родителями на дому
? Рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха
? Родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку
? Родителям посылаются или выдаются на дом тексты выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечень упражнений
? Предлагаются телепрограммы, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми
3. Непосредственная работа с группой родителей
? Встречи с родителями в вашем офисе или комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение будущих планов
? Выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы
? Организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, тренировка последующих практических занятий на дому
? Организация специального курса для родителей по той или иной тематике
? Показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла
? Организация открытого урока или занятия со специалистом
? Открытый день или вечер в реабилитационном центре
? Организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов
? Привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий - праздников, фестивалей
? Помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, на спортивные состязания, в окрестные школы, магазины)
? Интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях
4. Опосредованная работа с группой родителей
? Предоставление родителям информационных проспектов услуг, описания квалификации персонала, расписания работы специалистов, содержания занятий
? Информационный буклет о том, как и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам
? Подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка ? Организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или «уголке» для родителей
? Подготовка письменных предложений по домашним занятиям или   готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха
? Подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, того, как интерпретируются результаты
? Выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов
? Рассылка или передача опросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах
? Подготовка видеопрограммы для родителей
? Организация стенда или доски объявлений в комнате, где родители ожидают детей
? Написание статей для местных журналов или газет
? Подготовка учебного пособия или руководства для родителей
5. Развитие контактов между семьями
? Способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей
? Организовать посещение опытным родителем семьи, где появился ребенок, требующий реабилитационных услуг
? Помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителей
? Участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте
? Приглашать отцов помогать с починкой или наладкой оборудования
? Добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров
? Добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией
? Помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей
Некоторые аспекты работы с семьей нетипичного ребенка требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как она, в основном, всегда и приходит на консультацию, и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, познакомьтесь не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи.
Старайтесь хотя бы иногда планировать свои визиты так, чтобы дать отцу возможность встретиться и поговорить с вами. Обращайтесь лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям сразу, когда передаете письменные пожелания, звоните по телефону или встречаетесь. Учтите, что некоторым отцам бывает легче говорить, особенно о своих чувствах, с мужчиной, поэтому они могут быть скованы в разговоре с женщиной. Всегда предоставляйте письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с вами, были в курсе дел так же, как и матери. Помогайте матери поощрить участие отца в развитии ребенка, в его подготовке к семейной жизни.
Одинокие родители, семьи с низким доходом, семьи беженцев и мигрантов также требуют особого подхода, и об этом вы сможете прочитать в других разделах учебника. Нужно сказать, что те родители, которые не испытывают всех этих трудностей, также нуждаются в особом к ним подходе, ведь их инициатива и позитивный настрой могут истощиться, если они не встретят уважения к себе и собственному мнению в глазах специалистов.
Для того, чтобы вам лучше со всем этим управляться, используйте следующие ресурсы:
Работайте в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных.
Найдите опытного тьютора - человека с большим, чем у вас опытом, который сможет помочь вам разобраться в сложной ситуации. Сверстники-коллеги также могут быть мощным ресурсом. Попробуйте организовать такую группу поддержки для самих специалистов, где вы можете делиться успехами или обсуждать неудачи, обсуждать то, что беспокоит и помогать друг другу.
Сейчас растет число публикаций по социальной работе, набирается также видеотека. Многие фильмы и книги обладают терапевтическим эффектом в работе с семьей ребенка-инвалида. Используйте эти ресурсы для себя и рекомендуйте их родителям.
Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей, в частности, в той ее сфере, которая касается посещений семьи на дому:
Компоненты успешной практики
• Регулярный контакт
• Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии
• Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей
• Семья - в центре внимания
• Внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и всей семье)
• Организация групп поддержки, где обсуждают успехи и проблемы
Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
1. Будьте чуткими к ребенку, общайтесь с ним, хвалите его, защищайте его, поощряйте тягу к творчеству;
2. В сложных ситуациях, если есть сомнения, старайтесь сдерживаться. Никто не будет упрекать Вас за то, чего Вы не сказали;
3. С целью поддержки ребенка в сложных ситуациях следует: опираться на его сильные стороны; избегать подчеркивания промахов ребенка; демонстрировать любовь к ребенку; проводить с ним больше времени;
4. Для создания хороших взаимоотношений со сверстниками важно: организовывать совместную деятельность детей (игровую, учебную, трудовую); создавать ситуации совместных переживаний (когда дети вместе радуются успехам или огорчаются по поводу неудач);
5. Не стесняться и обращаться за консультацией, советом к специалистам (психологам, специалистам по социальной работе, социальным педагогам), когда возникают проблемы в развитии, воспитании ребенка;
6. Выделять время для знакомства с методической литературой по развитию и воспитанию детей.
С нашей точки зрения, важной составляющей в сфере оказания специализированных образовательных услуг детям с особенностями развития и их семьям является социальная готовность общества к включению детей с ограниченными возможностями в социальную структуру, включающая микро-, мини-, мезомакроуровень:
1) Микроуровень предполагает исследование особенностей развития, стиля и качества жизни детей с особым типом развития, оценку динамики статуса больного.
2) Миниуровень требует фокусированного взгляда на семью (кейс-стади) нетипичного ребенка и включает разработку индивидуального плана развития  семьи, социально-реабилитационную работу с ребенком и семьей в целом, просветительскую работу с родителями по проблеме нетипичности.
3)  Мезоуровень рассматривается в терминах социальной готовности общества. Социальная готовность на мезоуровне включает: программы социальной активности, коррекционно-развивающие программы для детей с ограниченными   интеллектуальными   возможностями,   развитие   сети коррекционных образовательных учреждений, законодательную базу, гранты  на  специальное (коррекционное)  образование,  конференции, публикации в печати, СМИ, проблемы занятости нетипичных людей, государственная поддержка семей и индивидов, организация мероприятий для людей с ограниченными возможностями.
4) Макроуровень, или глобальный, предполагает социальную готовность к оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в глобальной перспективе.

 



Популярные материалы Популярные материалы





Облако тегов Облако тегов

 
 
Советую прочитать
 
 
Следите за нами
 
В Контакте Facebook Twitter Livejournal YouTube
 
Случайный анекдот
 
 
Другие проекты сайта
 
 
 
 
 
Создан: 02/28/2001.
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.