представляю информацию по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. на
 
 
Меню
Раздел Библиотека
Реклама
         
 Главная
 Библиотека
 Видеоматериалы
 Законодательство
 Мед. реабилитация
 Проф. реабилитация
 Соц. реабилитация
 Дети-инвалиды
 Советы по уходу
 Образование
 Трудоустройство
 Физкультура
 Инваспорт
 Автотранспорт
 Инватехника
 Творчество
 Знакомства
 Секс
 Персональные сайты
 Сайты организаций
 Консультации
 
Поиск по сайту
 

Программы
 
Программы для работы с сайтом: Download Master, WinRar, STDU Viewer и форматы книг. Подробнее...
 
Объявления
 
 
Помощь сайту
 
WebMoney-кошелёк R102054310579
  Яndex-кошелёк 41001248705898
 
Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. - информация для инвалида-колясочника.
 
Ваш баннер
 
Рейтинг@Mail.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана
Rambler's Top100
 
 

Глава 5

В последние годы много пишут и говорят об относительно новой области медицины — психосоматике. Я не разбираюсь в этом вопросе и не могу высказать какое-то мнение. Однако приверженцы этой отрасли, возможно, будут рады включить в свои анналы сооб-щение о рекордно быстром выздоровлении Джимми, после того как он узнал о прогнозе доктора Б. В конце января, как только Джимми поправился после болезни, мы втроем отправи-лись на юг, к доктору Б. Для двухдневной поездки нам, похоже, требовалось столько же вещей, как и для двухнедельного путешествия. В течение нескольких лет это удивляло и раздражало моего супруга, но постепенно он смирился. В этот раз он больше обычного ворчал по поводу саквояжа и дорожной сумки. Он напоминал, что мы целиком зависим от носильщиков, поскольку врачи категорически запретили ему поднимать тяжести, а мне придется нести Карен. Никакой медовый месяц не мог сравниться с нашей поездкой — так переполняло нас чувство уверенности в счастливом будущем. Мы обязательно узнаем, как можно научить Карен сидеть, ходить, действовать руками. Это наше путешествие резко отличалось от всех предыдущих. Наверно, мы и выглядели по-другому, потому что, вместо того чтобы отворачиваться или с жалостью глядеть нам вслед, прохожие кивали, улыбались или дру-желюбно приветствовали нас. Мы были приятно удивлены отзывчивостью окружающих и с удовольствием обсуждали эту тему все три часа пути. Когда мы приехали, было уже четыре часа дня. Впоследствии мы повторяли этот путь десятки раз, и каждый раз на этом вокзале у меня появлялось ощущение, словно я персо-наж из фильма Хичкока. Сводчатые тун- нели с голыми лампочками на потолке, огромные тени, причудливой формы клубы дыма. Поезд, словно страдающий артритом великан, со скрипом отправился дальше на Вашингтон, а мы остались стоять на деревянной платформе и дожидаться носильщи-ка. Однако ожидание оказалось напрасным. Я обезоружила Джимми, выбила у него почву из-под ног, заявив: — Ну да, я знаю, ты мне говорил, но до стоянки такси не может быть далеко, пошли. Я покрепче прижала к себе Карен и ухватила саквояж, который, казалось, был на-бит книгами, кирпичами или и тем и другим вместе. Джимми послушно взял дорож-ную сумку, совсем легкую — в ней были только ночная рубашка и моя косметика, или, как называла ее Мари, мое лицо. Мы шли по перрону — Джимми, высокий, стройный, ничем не обремененный, и я, сгибаясь, спотыкаясь под тяжестью ноши. На вокзале было полно народа, но вместо кивков и улыбок вокруг были лишь неприяз-ненные, возмущенные взгляды. Они были так откровенно враждебны, что я расстрои-лась. Никогда раньше мне не приходилось бывать в этих краях — может быть, здесь еще не окончилась гражданская война и они видят в нас своих противников — янки? Я взглянула на Джимми и увидела, что у него пылает лицо. — Я сажусь, — заявил он. — Положи Карен мне на колени, поставь саквояж и, ра-ди Бога, найди носильщика. Скажи — чрезвычайные обстоятельства. — Джимми, дорогой, что случилось? Тебе плохо? Где болит? — перепугалась я. — Вот именно, случилось, — он свирепо глянул на меня. — Ты что, не видишь, как на нас смотрят? — Вижу, — ответила я. — Но не знаю почему. Да мне это и все равно. — А я знаю, и мне не все равно. Ты, такая тоненькая и хрупкая, тащишь ребенка и тяжелый саквояж, а я, большой и сильный мужчина, иду рядом с сумочкой. Это уни-зительно, просто унизительно. Следующий день был холодный и невыносимо мрачный. Мы пришли к доктору Б. за пятнадцать минут до назначенного времени. Мы были записаны первыми, и он немед-ленно принял нас. Даже сама обстановка у него в кабинете успокаивала. Мягкие, при-глушенные тона, прекрасной работы письменный стол красного дерева, книжный шкаф, несколько кресел и стол для осмотра больных. Джимми и доктор Б. познакомились и принялись подшучивать по поводу моего звон-ка в тот памятный вечер. Доктор взял у меня Карен и положил ее на стол. — Как поживает мой котеночек? Она нежно улыбнулась ему и сказала: — Здластье. Мы вместе раздели Карен, и он еще раз осмотрел ее, все время рассказывая нам, что именно и зачем он делает. Он был первым, кто что-то объяснял нам. — Прежде всего, — сказал он, — ошибочно считать, что церебральный паралич быва-ет только с рождения. Это может случиться с любым и в любое время. Все формы цереб-рального паралича — результат аномалии, повреждения или болезни мозга, функции ко-торого столь разнообразны, что может возникнуть бесчисленное количество вариантов этого заболевания. — Доктор, вы не могли бы объяснить немного попроще? — попросил Джимми. — Ну конечно, — согласился доктор Б. — Церебральный паралич — это повреждение мозга, которое влияет на контроль за мускулами и суставами. Это может быть врожден-ным пороком, возникнуть в результате перенесенной в детстве тяжелой болезни (кори, коклюша, энцефалита), кислородного голодания, длительной лихорадки, ушиба головы или паралича. — Ох, а я-то думала, если с этим не родился, так уж никогда не заболеешь, — удив-ленно произнесла я. — Да, это очень распространенная ошибка. Трудно даже подсчитать, сколько ветера-нов войны страдают церебральным параличом. — Почему у некоторых детей избыток движений, а у Карен — наоборот? — Существуют пять форм церебрального паралича: спастический, атетоидный, атаксия, ригидность и тремор.1 1 Автор приводит классификацию, предложенную американской академией по изучению церебраль-ных параличей. 1. Спастичность проявляется в повышении тонуса мышц. В зависимости от распространения может быть: а) параплегия, т. е. поражены либо руки, либо ноги; б) квадриплегия, т. е. поражены все четыре конечности; в) гемиплегия, т. е. поражены рука и нога на одной стороне тела. 2. Атетоз — червеобразные непроизвольные (насильственные) движения мышц. 3. Атаксия — нарушения координации при поражениях мозжечка. 4. Ригидность — сопротивление пассивному движению (например, при попытке врача поднять руку больного эта рука становится деревянной, напряженной, сопротивляется движению). 5. Тремор — быстрые, ритмически повторяющиеся непроизвольные движения мышц. В настоящее время принята следующая классификация: 1. Спастическая диплегия — параплегия, когда руки поражены меньше, чем ноги. 2. Гемиплегия — правосторонняя или левосторонняя. 3. Двусторонняя гемиплегия — параплегия, когда руки поражены больше, чем ноги. 4. Гиперкинетическая форма — объединяет все формы насильственных движений. 5. Атонически-астатическая форма — соответствует атаксии. Ригидность включается в спастические формы (диплегия и гемиплегии). В интеллектуальном отношении прогностически неблагоприятна двусторонняя гемиплегия. При всех остальных формах ДЦП возможен сохранный интеллект. Однако возможно и снижение интеллекта в разной степени, не обусловленное ДЦП, одни и те же причины (повреждение головного мозга) могут вызвать и ДЦП, и умственную отсталость (олигофрению). (К. А. Семенова. Детский церебральный паралич. М.: Медицина, 1968) Он рассказал нам про различные формы заболевания и добавил, что многие годы его, независимо от типа, называли болезнью Литтла, или спастическим параличом. — Это в корне неверно, — продолжал он, — потому что способы лечения каждой формы различны. Чтобы выбрать оптимальные методы лечения, необходимо иметь точ-ный диагноз. — Для объяснения я пользуюсь таким сравнением, — продолжал доктор Б. — Ска-жем, нормальный ребенок рождается с физическим образованием, равным школьному. Наш ребенок с церебральным параличом рождается без него. Так же как мы даем нор-мальному ребенку академическое образование, больному мы должны дать физическое образование. Если оставить нормального ребенка на необитаемом острове, он, в поло-женное время, начнет ползать, а потом и ходить. На основе того, что слышит вокруг, он создаст собственный язык, подобный языку птиц и животных. Он сумеет тянуться к предметам, брать их; сможет кормить себя, поскольку он уже родился с физическим об-разованием, достаточным для выполнения этих действий. У ребенка, больного цереб-ральным параличом, этого врожденного образования нет. Но его можно и нужно нау-чить. По целому ряду причин, чем раньше начато обучение, тем лучше. Прежде всего, в том возрасте, когда ребенок обычно учится ходить и говорить, природа дает ему силь-ную мотивацию для выполнения этих действий. Второе — фактор роста. Возьмем, к примеру, длинный и короткий карандаши. Ко-роткий поставить гораздо проще. Так же и ребенку легче научиться стоять, пока он не вырос. Третье, если лечение начать в раннем возрасте, легкие формы церебрального парали-ча могут быть со временем почти полностью вылечены. Не специалист даже не догада-ется, что у ребенка были какие-то отклонения. Цель лечения — не только исправить, но и предотвратить возможные деформации. Если мы в раннем возрасте начнем разрабатывать тугое подколенное сухожилие — мышцу на задней стороне ноги — оно не будет препят- ствовать росту кости. Если нет — по мере роста кости мышца натягивается все туже и туже, и в результате — постоянно согнутое колено. — Как же нам научить Карен? — спросила я. — Для того чтобы научиться ходить, ей нужна физиотерапия и, кроме того, специ-альная реабилитационная терапия, чтобы научиться самообслуживанию — есть, умы-ваться, одеваться и писать. Она должна получать каждый вид терапии не менее трех раз в неделю. С помощью этих занятий другие участки мозга должны научиться выполнять работу поврежденных — посылать импульсы. Я быстро прикинула фантастические суммы, потраченные нами за последние четы-ре года, и робко спросила: — Но это же, наверное, очень дорого? — Да, — подтвердил он, — не менее пяти долларов за сеанс. Джимми тяжело вздохнул. — Но пусть вас не волнует, сколько это стоит. Насколько мне известно, там, где вы живете, таких специалистов нет. — Ну так скажите, куда мы можем послать Карен учиться, — сказала я. — У нас в стране есть несколько таких учреждений, — ответил он. — Но стоимость содержания там — минимум двести пятьдесят долларов в месяц, а ждать своей очереди приходится не один год. — Так как же этим детям научиться жить нормальной, полноценной жизнью? — Я и сам хотел бы это узнать, — признался он. — Сегодня лишь один из ста полу-чает необходимое лечение и образование. А каждые тридцать пять минут рождается еще один больной церебральным параличом, не говоря уже о тех десятках тысяч, кото-рые приобретают его позже. Он потянулся за новой сигаретой. Мы наконец-то нашли выход, и тут же у нас его отняли. Джимми хлопнул ладонью по столу и вскочил на ноги. — Не верю. Америка — страна равных возможностей! — почти выкрикнул он. — Это же просто насмешка! — Он подошел к окну. — Это немыслимо. Боже мой, мы столько искали эту возможность — и теперь отказаться? Нет, должен быть какой-то выход... У него дрожали губы. В таком состоянии я Джимми еще никогда не видела. Он опять сел в кресло, сжав голову руками. Вдруг он резко выпрямился и посмотрел на доктора Б. — А почему мы сами не можем выучиться делать все это? Доктор Б. встал, прошелся по кабинету и сел перед Джимми на край стола. — Можете, — ответил он. Лицо Джимми осветилось надеждой. — Я получу разрешение на работе, мы приедем и будем жить здесь, сколько понадо-бится. — Вы поможете нам, доктор? — спросила я. — Вы научите нас? — Обязательно. — Он потушил сигарету. — Это далеко не лучший выход, но думаю, вы вдвоем справитесь. Приезжайте, и мы обучим вас всему необходимому. Мы с Джимми переглянулись и разом посмотрели на Карен. Наши поиски закончи-лись. Доктор Б. объяснил многое, что вызывало наше недоумение последние два с полови-ной года. Врачи, так же как юристы и инженеры, знают то, чему их учили в институте, но... — До настоящего времени, — закончил он, — в медицинских институтах не обучают диагностике и лечению ДЦП. Перейдя к обсуждению нашей проблемы, он объяснил, что помощь потребуется не только Карен, но и другим членам семьи, поскольку ее выздоровление будет во многом зависеть от окружающих. — Вы все выясните и сообщите мне, когда приедете. Джимми взял у меня Карен и прижался к ней щекой. — До свидания, доктор, и спасибо вам, большое спасибо, — охрипшим от волнения голосом произнес он. Я была очень эмоциональна в выражениях благодарности, но доктор Б. вовсе не был смущен и отнесся к нашим словам со снисходительным пониманием. В первые же выходные после нашего возвращения мы провели семейный совет. Мы обсудили ситуацию (сразу решив не считать ее большой проблемой и проанализиро-вав ее относительно каждого из нас). Это касалось всех членов семьи. У каждого из нас имелись свои особенности, но мы сформулировали несколько общих для всех правил. 1. Карен — ребенок с физическим недостатком, но нельзя забывать, что она прежде всего ребенок, со всеми свойственными детям потребностями и желаниями. 2. Многие люди со здоровыми руками и ногами имеют серьезные недостатки: сквер-ный характер, ложную шкалу ценностей и т. д. 3, Карен должна ощущать наше сочувствие, но никогда — жалость. 4. Никакой чрезмерной опеки. Мы должны заставить себя преодолеть мучающий нас страх, иначе он будет подрывать и разрушать все наши усилия. 5. Эти усилия должны быть направлены к одной цели: чтобы со временем Карен стала полноценным членом нашего общества. Для этого мы в дальнейшем будем считать Карен не пораженной церебральным па-раличом, а попавшей под его воздействие.


 



Популярные материалы Популярные материалы





Облако тегов Облако тегов

 
 
Советую прочитать
 
 
Следите за нами
 
В Контакте Facebook Twitter Livejournal YouTube
 
Случайный анекдот
 
 
Другие проекты сайта
 
 
 
 
 
Создан: 02/28/2001.
Copyright © 2001-aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.